Православная газета г. Екатеринбург | Протоиерей Григорий Дьяченко | 15.08.2006 |
— Где ты был? Я не видел тебя в храме, — сказал царь.
— А я видел тебя. Только ты был не в храме, а на Воробьевых горах. «Всякое ныне житейское отложим попечение…» поют в церкви, — сказал Василий и затем скрылся.
Понял царь слова блаженного и начал питать к нему еще большее уважение.
Вразумление, данное царю блаженным Василием о благоговейном стоянии во храме, побуждает и нас, братия, побеседовать с вами о том же предмете.
Храм Божий есть дом Божий, или, как выражается Иоанн Богослов, скиния Божия с человеки (Откр. 21, 3). Смело можем сказать, что храм Соломона со всей своей славой гораздо ниже всякого православного храма, потому что во всяком христианском храме истинно и существенно присутствует, по Своей неизреченной к нам любви, Сын Божий, скрываясь под видами хлеба и вина. Это Его присутствие, возвышая наши храмы в истинный дом Божий, явно дает им преимущество гораздо высшее, такое, какое имеет действительная вещь пред своей тенью. Поэтому мы совершенно вправе присвоять нашим храмам то, что святой пророк сказал иудеям касательно второго храма: велия будет слава храма его, последняя паче первыя (Агг. 2, 10), потому что в наших храмах является Сам Иисус Христос видимо, является не один раз или дважды, как было в древнем храме, но всегда, и исполняет его Своей славою. Следовательно, к нам гораздо более должно относиться то, что Моисей сказал об Израиле: кий язык тако велий, ему же есть Бог, приближаяйся ему, яко Господь Бог наш (Втор. 4, 7)?
Но как наши храмы суть истинно домы Божии, то уже само собой понятно, что нам должно входить и быть в них не иначе, как с самым глубоким смирением, с самой строгой внимательностью и с самым полным благоговением.
Именно эти чувствования в отношении к дому Божию и видим во всех святых. Так, когда Иаков, во время бегства своего в Месопотамию, пробудился от сна, в котором Бог открыл ему будущую судьбу его, то был весь объят благоговением и сказал: Господь на месте сем! Яко страшно место сие! Несть сие, но дом Божий (Быт. 28, 16−17). И Моисей, когда Бог говорил ему из горящей купины, проникнут был глубочайшим смирением и благоговением, и слово Божие говорит о нем: отврати лице свое: благоговеяше бо воззрети пред Бога (Исх. 3, 6).
Теперь, если сравним поведение весьма многих христиан нашего времени с поведением святых, то что подобного найдем в них? К несчастию, почти ничего. Многие христиане нашего времени почитают дом Божий местом такого сборища, в котором не нужна скромность, и в которое ходят только для того, чтобы предаваться всякого рода разговорам и находиться в совершенной рассеянности. Почти всякая черта их лица и всякое движение их тела служат доказательством того, что сказал Иисус Христос об иудеях: приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя: сердце же их далече отстоит от Мене (Мф. 15, 8). Покоряясь обычаю, они еще молятся, кланяются иногда в землю, становятся на колени, показывают вид благочестия; но где у них сердце? — Дома, и занимается хозяйством, детьми, или каким-либо промыслом, который любят, или от которого получают свое пропитание, или, что еще хуже, даже на безобразном игрище, в жилище пороков.
Это внутреннее неблагоговение, с каким многие бывают при богослужении, нередко соединяется и с внешним. Некоторые, находясь в церкви, часто не только сзади, или среди церкви, но даже у самого алтаря производят смех и разговоры, столь громкие, что почти не слышно богослужения, и что гораздо лучше бывает прекратить богослужение, чем продолжать его. Священник нередко дает из алтаря знак ко всеобщему спокойствию, говоря: мир вам! Но многие из предстоящих нимало не думают о том и продолжают бесчинствовать, соблазняя присутствующих.
Братия! Все скончавшиеся святые, видя в нас такое неблагоговение, конечно, уже не признают в нас преемников своей веры. Даже неверующие, даже язычники, если бы они в иные дни пришли в наши собрания и посмотрели на наше поведение, никак не могли бы подумать, что мы стоим в доме Божием. Даже бы язычники изумились и сказали: «Дом Божий, — и такой шум! И такое брожение туда и сюда! — и такое повертывание голов и глаз! Дом Божий, и такие разговоры, такой смех!»
Православные христиане! Не поступайте так богопротивно в храме Божием! Приходите в него и стойте в нем с глубоким смирением, в глубоком благоговении! Если вы желаете приложиться к святым иконам, то делайте это или прежде службы или после нее; если вам предстоит надобность чрез служителя церкви подать в алтарь служителю алтаря Господня записку о здравии или упокоении ваших сродников, то сделайте это крайне тихо и осторожно, дабы тем не нарушить церковного благочиния и ничем не расстроить молитвенного настроения всех собратий; если вам нужно купить у церковного ящика свечу, чтобы поставить ее к иконе, то опять не забывайте — где вы находитесь, и сделайте это тихо, осторожно. Этого требуют от вас и величие присутствующего здесь Бога, и святость действий, совершаемых к вашему вечному благу.