Русская линия
Православный Санкт-Петербург Алексей Максимов,
Священник Виталий Головатенко
15.08.2006 

Два раза в месяц это храм

Сто лет назад был в Петербурге храм. Небольшой домовой храм в здании Консерватории. Его закрыли при советской власти, а помещение приспособили под классы и читальный зал. Обычная история, ничего нового для наших читателей тут нет.

Протоиерей Виталий Головатенко
Протоиерей Виталий Головатенко
История обычная, а вот закрытая церковь обычной не была. Многие её считали настоящей жемчужиной петербургского храмоздательства. Не будем перечислять всех её достоинств, скажем только, что расписывали её те же художники, что работали в Спасе-на-Крови, великие русские живописцы: Спас-на-Крови и храм Рождества Богородицы при Консерватории строились одновременно, и росписи в них тоже делались одновременно, в одном стиле, с одинаковым мастерством и блеском. Кто бывал в храме Воскресения Христова на канале Грибоедова, тот может представить, какого великолепия лишился город с закрытием консерваторской домовой церкви.

Тем не менее, церковь закрыли и безценные росписи замазали малярной кистью. Замечательный русский композитор, С.М. Ляпунов, бывший в то время старостой храма, как мог противился закрытию, не отдавал церковные ключи представителям власти… Дело дошло до суда. На суде Ляпунов понял, что процесс ему не выиграть, перестал вникать в ход слушаний и тут же, под взорами большевистских судей сочинил песнопение на слова молитвы «Богородице Дево, радуйся"…

Но время идёт, закрытые храмы открываются; в мае 1996 года настал час и для консерваторской церкви. Обычная история. Но когда храм закрывали, это был шедевр русского искусства эпохи Александра III, а когда открыли — это было несколько учебных помещений Консерватории, перегороженных стенами и перекрытиями. Фрески замазаны, иконостас из тёмного дуба исчез, серебряные литургические сосуды, подаренные в своё время св. прав. Иоанном Кронштадтским, давно хранятся в другом храме…

И всё-таки церковь осталась церковью. Есть настоятель — о. Виталий Головатенко, есть староста — Б.Н. Дмитриев, есть прихожане. Есть небольшая, но сплочённая, дружная община, ведутся службы — два раза в месяц, стало быть, храм жив. Два раза в месяц, по вечерам верующие консерваторцы собираются в читальном зале, выносят оттуда столы и стулья, устанавливают иконостас — и зал вновь становится храмом.

О. Виталий — не только батюшка, он и преподаватель Консерватории на новом отделении древнерусского церковно-певческого искусства. До революции храм был оформлен в древнерусском стиле, и пели здесь только древним знаменным распевом; теперь внешнее убранство безвозвратно утеряно, но вот пение осталось…

Но сплотиться прихожанам о. Виталия помогает не только общее пение: жизнь этой маленькой общины богата и разнообразна. Они вместе читают и изучают Евангелие, вместе собираются на братские трапезы после каждого богослужения, принимают участие в окормлении школы-интерната N24, а на Рождество и Пасху ездят по школам со своим вертепным театром.

Казалось бы, где и храмы открывать, как не в учебных заведениях? Молодость восприимчива, отзывчива к слову Божию… А вспомните, как проходят в ВУЗах экзамены: тут и самый твёрдый атеист испытывает желание сбегать в храм и поставить свечку перед иконой, лишь бы Бог помог с билетом!

— А возможно восстановить храм в его первозданном виде?

— Наверное, возможно. К нам одно время приходили реставраторы, смывали краску со стен — оказалось, что росписи в основном сохранились… Правда, потом их снова закрасили когда ремонтировали читальный зал. Да и кто нам отдаст эти помещения, когда Консерватории и так тесно в старых стенах? Когда-то министр Швыдкой обещал к 2010 году дать консерваторцам новое здание — где-то чуть ли не на озере Долгом, — дождёмся ли хотя бы этого?

— В вашей пастве только консерваторцы?

— Нет, конечно. Мы вовсе не собираемся превратиться в этакий замкнутый мирок только для своих. У нас и сейчас есть люди, которые никакого отношения к Консерватории не имеют, просто им полюбилась наша община, они чувствуют себя у нас как в кругу семьи. И если кому-то из наших читателей хочется войти в эту семью — милости просим! Хотя в Консерватории и существует пропускная система, но на большие богослужения вас всегда пустят. Приходите, помолитесь, попойте с нами, поучаствуйте в наших братских трапезах, — чем больше нас, тем скорее власти поймут, что храм в Консерватории необходим.

http://www.piter.orthodoxy.ru/pspb/n176/ta005.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru