Фонд «Русская Цивилизация» | Александр Бочкарев, Григорий Героев | 15.08.2006 |
Мы предлагаем нашим читателям интервью с другом и соратником В. М. Клыкова Александром Владимировичем Бочкаревым. Этот человек был рядом 15 лет, помогал и всячески поддерживал Вячеслава Михайловича.
Как Вы познакомились с Вячеславом Клыковым? Каким был этот человек?
Познакомился я с Вячеславом Клыковым в 1992 году. В тот момент я вернулся из Италии, где провел 2 года. Именно тогда Вячеславу Михайловичу нужен был помощник, человек, который может работать с бумагами, заниматься делопроизводством и, в то же время, если нужно, защитить его, как телохранитель.
Что это был за человек? На тот момент он был уже академиком. Заслуженным деятелем искусств РФ. Но в тоже время это был очень простой человек. Прямой. Никогда не скрывал своего мнения о человеке и всегда открыто его высказывал. Многим, данный факт казался грубостью со стороны Вячеслава Михайловича. Но камень за душой он никогда не таил. В тоже время, Клыков был человек очень добрый. Не на словах, а душой, которая проявлялась в его поступках, отношении к близким ему людям.
Вячеслав Клыков был очень верующим человеком. Для меня, в тот момент, как человека еще не воцерковленного один случай произвел сильное впечатление. Мы были в Воронеже на конференции, и Вячеслав Михайлович, немного знавший город, повел меня на экскурсию по старым храмам. И, в одном из храмов, в котором было очень много народа, горели свечи, Вячеслав Михайлович подошел к иконе Сергия Радонежского, встал на колени и поклонился. Подобное действие на меня произвело очень сильное впечатление. Человек с именем, положением в обществе проявил такое смирение и покорность. Он отличался искренней и горячей верой. Но в тоже время, он не любил долгих богословских разговоров. Его вера заключалась в делах. Человек это был очень смелый, мужественный. Он не боялся быть кому-то неугодным. Из-за этого у него было много недоброжелателей.
В своей творческой деятельности Вячеслав Клыков был очень патриотичен. При мне ему предлагали сотрудничество итальянские галереи. Их представители предложили Вячеславу Михайловичу работать на них, выполняя определенные заказы. Но Клыков отклонил это заманчивое предложение, сказав, что у него не останется время занимаься делами в России.
После нашего знакомства, Вячеслав Михайлович сразу же ко мне хорошо отнесся и впоследствии на протяжении 15 лет был мне как отец. Я его считаю своим духовным наставником и помощником. Когда у меня заболела мама, он пришел и помог мне в финансовом плане, хотя я его об этом не просил.
Вячеслав Клыков был очень интересный человек, замечательный собеседник. Любил шутить. И многие кто с ним знакомился, если не друзьями становились, то относились к нему с симпатией и большим уважением.
Клыков помогал людям. И эта помощь была неоценима. Например, он помог Александру Поверкину, будущему олимпийскому чемпиону по боксу. Вячеслав Михайлович познакомил его с нужными людьми, которые предоставили молодому спортсмену хорошую тренировочную базу, где он смог достойно заниматься. Этот парень был талантлив, бесспорно. Но без помощи ему бы, наверное, не удалось раскрыть полностью свой потенциал.
И таких людей, как Александр Поверкин, которым помог Клыков, очень много.
Какова была роль Вячеслава Клыкова в деятельности фонда Славянской Письменности и культуры?
Фонд был организован в 1986 году в Мурманске. На тот момент он не имел регистрации и представлял собой лишь сообщество известных писателей того времени. Вячеслав Михайлович сразу же примкнул к деятельности фонда и активно включился в работу. Возглавлял фонд на тот момент Андрей Ильич Толстой, внук Л.Н. Толстого. И когда он уже физически не смог нести этот крест, то возложил эту ответственность на Вячеслава Михайловича, хотя были люди более опытные и старше.
И первым, что добился Клыков, первой его крупной победой для фонда был особняк в центре Москвы. Именно в Москве в 1990 году был официально зарегистрирован фонд Славянской Письменности и Культуры.
Были ли у Вячеслава Клыкова планы по развитию фонда и в чем они заключались?
В планах у Вячеслава Михайловича было создание целого Славянского квартала в центре Москвы. Чтобы вокруг были ремесленники, художники, писатели, музыканты. У нас до сих пор сохранились в архиве письма Лужкову, в которых Клыков просил выделить для этих целей здания на льготных условиях.
Идея со Славянским кварталом была интересна не только нам, русским людям, которые могли бы гулять по этим улицам, пропитанным бытом и культурой наших предков, но и для туристов.
Но главное, чего хотел Клыков, чтобы фонд был прямым продолжателем деяний Святых Кирилла и Мефодия, которые заключались в отстаивании чистоты русского языка, церковнославянского; отстаивание русских традиций в искусстве.
В развитие фонда, Вячеслав Михайлович видел еще и то, что фонд приблизит восстановление в России Православной Монархии.
Что в творчестве Клыкова производит на Вас наибольшее впечатление?
Так как я работал с ним, то никогда не видел, чтобы так работали вообще, как Вячеслав Михайлович. Он был очень работоспособным. Учитывая его возраст можно еще сказать, что без Божьей помощи здесь не обошлось. Вот представьте себе памятники по восемь метров, например, памятник князю Владимиру. Это же 54 тонны глины. И когда в один день проходит так называемая «набивка», весь этот объем проходит через одного человека, который находится в постоянном движении, бегая по строительным «лесам».
Он обладал удивительным чувством масштаба. У него был поразительный глазомер. Когда многие с трудом вымеряли специальными инструментами пропорционально подходящую часть, то Вячеслав Михайлович мог с точностью «на глаз», сказать какого размера она должна быть. Например, когда он работал над памятником маршалу Жукову, то он просто руками показал нужный размер погона и оказался прав.
Очень важен для Клыкова был еще и тот момент, где будет установлен памятник. Все места он подбирал исходя из соображений исторической достоверности. И так как памятник делался под определенное место, то масштаб его брался такой, чтобы не угнетать другие строения в этом месте, а напротив, гармонично вписываться в архитектурный ансамбль. Многие люди даже удивлялись этому и говорили, увидев памятник впервые, что он здесь и стоял.
Ну и конечно очень сильно впечатляла в этом человеке гармония силы духа и физической силы. Мы были гораздо моложе его, но нам приходилось за ним гнаться в работе.
Вячеслав Клыков был не только скульптор, но и общественный деятель. Какую цель преследовал Клыков, воссоздавая Союз Русского Народа?
В Союзе Русского Народа Вячеслав Клыков видел последний шанс в самоорганизации русского народа. Главная цель, чтобы СРН смог быть такой организацией, которая способна созвать Всероссийский Земский Собор, на котором будет призван на служение народу Государь. И всегда когда ему говорили о личности, он спокойно отвечал: «не бойтесь, Господь укажет человека, поверьте мне, Господь укажет».
Самоорганизация русских людей должна проходить постепенно, как считал Вячеслав Михайлович. С воцерковления, с понимания, где ты живешь, какие на тебе лежат обязанности перед страной, перед народом, как воина Христова.
Далее, понять, что ты можешь сделать. Ведь каждый человек ограничен в возможностях, у каждого разные силы. Но никогда нельзя забывать, что там, где ты стоишь — там твое поле битвы.
Сейчас многие кричат о спасении России, но дальше слов у них дело не идет. На словах они горы готовы свернуть, а вот реальных дел от них нет. А иногда не нужно сворачивать горы. Достаточно с тропинки убрать небольшой камень, чтобы можно было пройти дальше.
Героев Григорий
http://www.rustrana.ru/article.php?nid=26 529&sq=19&crypt=