Русская линия
ТрудМитрополит Иларион (Алфеев)14.08.2006 

Смотри на яблоко, как на чудо
В понедельник у православных начинается Успенский пост

Что значит этот период для верующих? Чем он может быть полезен для тех, кто только на пути к Храму? Об этом наш обозреватель беседует с епископом Венским и Австрийским Иларионом.

— Владыко, верно ли говорят, что Успенский пост — самая удобная пора для начинающих поститься? Он ведь довольно короткий и нестрогий. Или лучше уж дождаться Великого поста, чтобы, если уж начинать, так с самого главного?

— Думаю, что если вы раньше не соблюдали посты, а теперь решили соблюдать, то не обязательно ждать Великого поста. Тем более что он не только очень продолжительный, строгий, но еще и совпадает по времени с весной, когда мало свежих фруктов. Тогда как Успенский пост длится всего две недели в августе. На это время приходится праздник Преображения, когда в храмах по сложившейся традиции освящают яблоки и виноград. Впрочем, смысл поста, конечно, заключается не в том только, чтобы воздерживаться от каких-либо видов пищи, но прежде всего в том, чтобы у человека появилась возможность провести время в большей духовной собранности. И вот этой духовной собранности помогает воздержание от так называемой скоромной пищи, то есть мясных и молочных продуктов.

— А в чем особенный духовный смысл этого поста?

— Каждый из четырех постов, установленных Церковью, является подготовительным временем к тому или иному великому празднику. Великий пост в течение семи недель готовит верующих к Пасхе. Рождественский пост, который длится сорок дней, готовит нас к празднованию Рождества Христова. Петров, или Апостольский, пост, продолжительность которого бывает разная в каждом году, заканчивается всегда 12 июля — в праздник святых апостолов Петра и Павла. Наконец, Успенский пост начинается 14 августа и заканчивается 28 августа — в праздник Успения Пресвятой богородицы. Это один из великих праздников. Ведь Пресвятая Богородица особенно почитаема Православной церковью как «честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим». То есть по своей святости, по своему нравственному и духовному совершенству превзошедшая не только всех других святых, но даже и ангелов Божиих.

— Но получается, что мы празднуем кончину Богородицы? Разве смерть может быть поводом для радости?

— В этом празднике мы не только вспоминаем блаженную кончину и вознесение на небо Пресвятой Богородицы, но думаем и о нашей собственной смерти. И о смысле смерти. И о смысле жизни. И, взирая на Успение Пресвятой Богородицы, понимаем, что наша собственная смерть, которая ожидает каждого из нас, — это не какая-то катастрофа, не какое-то событие, о котором надо стараться не думать, как многие люди делают. А это то событие, к которому надо готовиться. Потому что смерть — это увенчание жизни человека. И смерть является успением. В том смысле, что земное тело, которое нам дано, оно погружается как бы в сон на все то время, которое пройдет до Страшного суда и до всеобщего воскресения. Но душа человека после смерти продолжает жить. И она продолжает жить столь же интенсивно или даже еще более интенсивно, чем человек жил тогда, когда душа его находилась в теле. А вот качество, состояние жизни души после смерти напрямую зависит от того, как человек прожил жизнь. Если с Богом, то душа его, выходя из тела, встречается с Господом и пребывает в состоянии радости и блаженства. Если же человек прожил жизнь без Бога или если он боролся с Богом, допускал тяжкие грехи и в них не каялся, то после смерти душа его страдает и мучается. И вот момент мучения грешников — не столько наказание, которое приходит со стороны Бога, сколько та участь, которую человек готовил себе сам. Церковь дает каждому человеку возможность прожить жизнь достойно, с Богом и подготовиться к переходу в вечность. И одним из средств такой подготовки для духовного очищения являются установленные Церковью посты.

Коновалов Валерий

http://www.trud.ru/trud.php?id=200 608 121 470 305


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика