Православие.Ru | Мария Шургина | 14.08.2006 |
Вид на Рим с Авентийского холма |
День первый. В святом городе Риме
— Мика, ну вот и сбылась твоя мечта: увидеть Рим, — широко улыбнувшись, сказала Леночка, своей спутнице. — К одиннадцати должны приехать.Мика, женщина лет пятидесяти семи, в ответ улыбнулась, и ее добрые лучистые глаза обвели всех путешествующих:
— А ну-ка, заспеваем акафист, — предложила она, выдавая свое украинское происхождение.
Думала ли она когда-нибудь, что придут те времена, когда она, оставив своих шестерых внуков, поедет в Италию зароблять гроши. И как бы ей ни тяжело было испытывать тоску по родине, но, как говорится, с Богом везде легко. Постепенно привыкаешь к новой обстановке, обрастаешь новыми знакомыми, а потом — глядь, и уже вновь «прилепился». Так и Мика, хотя и скучала по своим Тисовцам, но домой возвращаться не торопилась. Рим надо посмотреть, святому мученику Вонифатию надо помолиться, поклониться мощам святых первопрестольных апостолов Петра и Павла.
С пением акафиста Божией Матери мы приближались к святому городу Риму.
Как и ожидалось, по улицам Рима просто невозможно ездить на машине: огромное количество машин тормозит движение, запрещающие знаки не дают ехать туда, куда надо. Оставив машину за три квартала, мы пешком, почти бегом, устремляемся к самому первому кафедральному собору города — Латеранскому. Напротив собора стоит храм «Святая святых» или, как он еще называется «Святая лестница». Свое название церковь получила после того, как святой папа Лев (795−816) поместил под главным престолом богатый кипарисовый ящик со многими святынями. Но самой главной достопримечательностью этого храма является святая лестница. Она была привезена в Рим равноапостольной царицей Еленой в 326 году и является подлинной лестницей, по которой Господь наш Иисус Христос поднимался в дом Пилата. Верующие поднимаются по ней только на коленях, с молитвой на устах. Мы также опустились на колени и с молитвой Иисусовой поднялись по 28 ступеням вверх.
Выйдя из храма, спешим в крещальню Латеранского собора, так как в час дня он закрывается, а нам нужно прочитать акафист святым Киприану и Иустине, мощи которых почивают здесь. Священномученик Киприан и мученица Иустина помогают в изгнании злых духов и молятся им, чтобы снять порчу и колдовство. И хотя мы знаем, что если в церковь ходишь и часто исповедуешься и причащаешься, к тебе никакое колдовство не пристанет, но мы, верные народной традиции, идем молиться за тех, кто страдает от этого недуга.
В баптистерии, как крещальню называют на итальянском, только туристы. Молящиеся — одни мы. Мы встаем около раки и начинаем петь акафист. Звук летит под купол, и петь очень легко. Туристы заглядывают в наш придел, подражательно крестятся. Вообще, замечено, что как только люди видят, что кто-то молится, прикладывается к иконам, сразу же начинают делать то же самое, то ли из солидарности, то ли по наитию Святого Духа.
Прочитав последнюю молитву, выходим из придела и осматриваем крещальню. Здесь находится византийская икона Божией Матери. Вновь и вновь я убеждаюсь в том, что настоящая икона — это икона Восточной Церкви, именно такие лики украшают древние храмы и наши родные — русские. Подходит время закрытия крещальни, и мы идем в сам Латеранский собор. Он, к нашей радости, на перерыв не закрывается. Собор, посвященный Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну, — один из самых древних христианских храмов. Тысячу лет он был резиденцией пап и до настоящего времени является кафедральным собором Рима. Его называют «матерью и главой церквей всего мира» (Omnium urbis et orbis ecclesiarum mater et caput).
Свое название собор получил от названия дворца, принадлежавшего консулу Плавтию Латерану. В стенах этого дворца и был устроен равноапостольным императором Константином этот собор. Освящение было совершено в 324 году святым папой Сильвестром. Считается, что император Константин принял крещение именно в этом храме. Первоначально он был посвящен Спасу Всемилостивому, затем назывался базиликой святого Константина, по имени его основателя, но впоследствии был посвящен Иоанну Предтече.
Посереди собора стоит главный престол, службу перед котором может совершать только епископ Рима, то есть папа. Сбоку от престола устроено отверстие с маленькими дверцами, где хранится доска, на которой литургисал сам апостол Петр. Над главным престолом хранятся честные главы первоверховных апостолов Петра и Павла. Мы поем величание святым апостолам и, полюбовавшись величественным интерьером базилики, спешим в совсем иную церковь — маленькую, но родную.
Наш путь лежит в русский православный храм. Там нас ждет батюшка Алексий, любезно согласившийся встретиться с нами. Русская церковь в Риме была организована русской эмиграцией в частном доме для нужд православных верующих. В последние годы домовая церковь святителя Николая едва вмещает всех прихожан. При храме организована воскресная школа для детей, которые вместе с законом Божиим изучают русский язык. Чтобы не забыть!
Отец Алексий рассказывает нам о святынях, хранящихся в храме: честная рука святителя Никифора, патриарха Константинопольского, частички мощей многих святых.
(Следует сказать, что теперь недалеко от Ватикана стоит новый православный храм во имя великомученицы Екатерины, освященный в мае сего года.)
Получив благословение батюшки Алексия, спешим на один из семи римских холмов — Авентин. На нем стоит большой храм во имя мученика Вонифания и праведного Алексия, человека Божия. Мало кому из русских неизвестны имена этих святых.
Святому Вонифатию молится почти каждая третья семья в России, — молится за тех, кого одолевает страсть блуда и пьянства.
Святой мученик Вонифатий молится у престола Божия за тех, кого одолевает эта страсть, ведь сам он тоже был одолим блудной страстью к богатой римлянке Аглаиде. Живя в грехе, они оба чувствовали угрызения совести и хотели как-то омыть свой грех. И Господь пожалел их и дал им возможность очистить грехи своей кровью и закончить грешную жизнь покаянием.
Аглаида узнала, что если с благоговением хранить в доме мощи святых мучеников, то их молитвами легче получить спасение. Она снарядила Вонифатия на Восток, где в то время жестоко гнали христиан, и просила привезти мощи какого-либо мученика, чтобы он стал их покровителем. Вонифатий, смеясь, спросил: «А что, госпожа, если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое тело с честью?» Аглаида отнеслась серьезно к его словам и укорила его в том, что он, отправляясь на святое дело, позволяет себе вольности. Вонифатий задумался над ее словами…
Приехав в Киликию, Вонифатий пошел на городскую площадь, где мучили христиан. Потрясенный зрелищем страшных пыток, видя просветленные благодатью Господней лица святых, Вонифатий по влечению своего сострадательного сердца бросился к ним, целовал им ноги и просил молитв, чтобы и ему удостоиться пострадать с ними. Тогда судья спросил Вонифатия: кто он? Вонифатий ответил: «Я христианин», а затем отказался принести жертву идолам. Его тут же предали на мучения.
После его мученической кончины спутники святого Вонифатия привезли его тело в Рим.
Накануне их прибытия Аглаиде во сне явился ангел и велел приготовиться принять бывшего раба ее, а теперь господина и покровителя. Аглаида призвала клириков, с великим почетом приняла тело страдальца, затем построила на месте его погребения храм во имя святого мученика и положила там его мощи, прославившиеся множеством чудес. Раздав нищим все свое имение, она удалилась в монастырь, где провела в покаянии 18 лет, при жизни стяжав дар изгонять нечистых духов. Похоронили святую близ могилы мученика Вонифатия.
Но на этом история этого храма не заканчивается.
На этом же самом месте, только на столетие позже, жила праведная семья римского сенатора Евфимиана. У Евфимиана и его жены Аглаиды долго не было детей, но они никогда не оставляли надежды. И услышал их Бог, и послал им сына. Отец назвал младенца Алексий (в переводе с греческого — защитник). Алексий рос здоровым ребенком, хорошо и прилежно учился.
Когда он достиг совершеннолетия, родители решили его женить и выбрали для сына девушку царской крови, очень красивую и богатую. Оставшись после свадьбы наедине с молодой женой, Алексий отдал ей свой золотой перстень и поясную пряжку со словами: «Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью». Потом он вышел из брачного покоя и покинул отчий дом.
Вскоре он оказался в Едессе. Раздав остатки взятого имущества, юноша оделся в лохмотья и стал просить милостыню в притворе храма Пресвятой Богородицы. Каждое воскресенье приобщался он святых Христовых таин, по ночам бодрствовал и молился, вкушал только хлеб и воду…
Тем временем родители и жена Алексия, опечаленные его исчезновением, послали слуг на поиски. Были они и в Едессе, подавали милостыню Алексию, не узнав его. А через некоторое время вернулись в Рим, так и не найдя юноши. Родные смирились и, хотя продолжали тосковать о нем, но положились на волю Божию.
Алексий провел в Едессе 17 лет. Сама Пречистая, явившись во сне церковному сторожу, открыла, что нищий Алексий есть человек Божий. Когда же жители Едессы стали почитать его, он тайно бежал. Он думал отправиться в г. Тарс, но корабль в сильную бурю сбился с курса, долго блуждал и пристал наконец к берегам Италии, недалеко от Рима. Алексий, узрев в этом промысл Божий, пошел к дому своего отца своего, ибо был уверен, что его не узнают. Встретив отца, он попросил у него приюта. Тот рад был принять нищего, дал ему место в сенях своего дома и велел носить ему пищу с хозяйского стола. Слуги из зависти стали исподтишка оскорблять нищего, но Алексий прозрел в этом дьявольское наущение и принимал издевательства со смирением и радостью. Он по-прежнему питался хлебом и водой, а по ночам бодрствовал и молился. Так прошло еще 17 лет. Когда же приблизился час кончины его, преподобный Алексии записал всю жизнь свою и то тайное, что было известно отцу с матерью, и слова, сказанные жене в брачном покое.
В воскресенье после Божественной литургии в соборе апостола Петра совершилось чудо. От престола исшел глас: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». Народ в ужасе и восторге пал ниц. В четверг вечером в соборе молили Господа открыть им человека Божия — и от престола исшел глас: «В доме Евфимиана — человек Божий, там ищите». В храме присутствовали римский император Гонорий (395−423) и папа Римский Иннокентий I (402−417). Они обратились к Евфимиану, но тот ничего не знал. Тогда слуга, приставленный к. Алексию, рассказал о его праведности. Евфимиан поспешил к Алексию, но уже не застал его в живых. Лик блаженно почившего святого сиял светом нездешним. В руке Алексий держал крепко зажатый свиток. Тело его с подобающими почестями перенесли и положили на ложе. Император и папа Римский преклонили колени, прося святого разжать руку. И святой Алексий исполнил их просьбу.
Свиток с жизнеописанием святого был прочитан чтецом. Отец, мать и жена святого Алексия с плачем припали к телу праведника, поклонились его честным останкам. Ложе с телом святого было поставлено посреди центральной площади. К нему стал стекаться народ, чтобы очиститься и разрешиться от недугов своих. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали. Видя такую благодать, император и папа сами понесли тело святого в погребальной процессии.
Надо заметить, что наш приход в этот храм был связан с определенными обстоятельствами. Дело в том, что расписание работы многих итальянских храмов не очень удобное. Вы можете придти в храм утром до половины первого, а потом он закрывается на большой перерыв и вечером открывается на каких-нибудь два часа. В этот день, мы не укладывались в расписание: пробки на дороге, дальние расстояния. И когда мы были на Авентине, часы уже показывали закрытие храма. Но раз мы здесь, не оставлять же храм без посещения. Можно же прочитать акафист и перед дверьми закрытого храма. Итак, припарковав машину у подножия холма, мы двинулись на его вершину. Каково же было наше удивление, когда мы увидели открытый храм, да еще и свадебную пару, которая там венчалась. Кто-то сразу же вспомнил утверждение о том, что когда идешь молиться какому-нибудь святому, то он сам выходит тебе на встречу. Так и получилось: святые Вонифатий и Алексий, будто желая встретить православных, открыли двери храма. Мы не только смогли приложиться к престолу, под которым почивают их честные мощи, но и прочитать акафист, помолиться перед древним образом Едесской Божией Матери, тем самым, перед которым 17 лет молился святой Алексий, увидеть остаток лестницы, под которой жил и спасался человек Божий в доме своих родителей, и колодец, из которого он утолял жажду.
Поблагодарив Бога и святых, мы отправились к машине, зайдя по пути на обзорную площадку, чтобы с высоты Авентийского холма полюбоваться Римом.
Этот день мы закончили молитвой у мощей великомученицы Анастасии Узорешительницы, которые почивают в посвященной ей церкви на Палатинском холме.
День второй
— Guten Morgen! Wie geht’s? — слышится со всех сторон.— Почему у вас в отеле так много немцев? — спрашиваю у сестры-монашки разливающей утренний кофе.
— Как почему? Они едут посмотреть на своего папу Ратцингера.
— А-а… точно! — хлопаю себя ладонью по лбу.- В Риме же сейчас папа — немец.
Мы наспех собираем разбросанные с вечера вещи и вылетаем из отеля. Сегодня такой день, что нельзя терять время. Нужно так много успеть! Тем более что сегодня вечером мы должны переехать в другой город.
Первым святым местом, которое ближе всего по дороге, — монастырь «На трех фонтанах». Название монастырь получил оттого, что здесь была усечена глава апостола Павла. Как римский гражданин Павел не мог быть умерщвлен постыдной казнью через распятие. От раны истекла кровь с молоком, а усеченная глава при падении своем ударилась троекратно о землю — и в тех местах забили три водных источника.
Мы входим в монастырские ворота и прислушиваемся к царящей здесь тишине. Не видно ни монахов, ни надоедливых, щелкающих фотоаппаратами туристов. Поднимаемся по лесенке в первую стоящую на пути церковь Божией Матери. Эта вторая самая древняя Богородичная церковь в Риме после храма Санта Мария Маджоре. Мы входим — и перед глазами православный иконостас. Откуда он в католическом храме? Позже мы узнаем, что в храме еженедельно совершает богослужения православный румынский священник.
На этом же самом месте в 209 году при императорах Диоклетиане и Максимилиане были преданы на мучения за исповедание веры Христовой римский трибун Зинон и с ним 10 203 человека. Под церковью устроен предел, где почивают останки этих мучеников. В том же подземелье содержался апостол Павел перед своей мученической кончиной. Пропев тропарь и величание мученикам, мы покидаем эту церковь и по длинной аллее подходим к храму, который был сооружен на том месте, где была усечена честная глава апостола Павла.
В полумраке церкви мы видим три престола, на которых — изображение главы святого апостола, а рядом отверстия, из которых истекли источники. А справа за железной решеткой стоит столб, на котором, по преданию, было совершено усечение главы. Когда находишься в этом храме, все естество содрогается от воспоминания ужасного события, произошедшего на этом месте, но вместе с тем понимаешь, что мученический венец апостола — это великая награда и великий подвиг. И кто не понимает этого, не понимает и сути самого христианства, которое распространялась по земле и крепло с кровью мучеников и мучениц за Христа.
Покидая монастырь «На трех фонтанах», мы зашли еще в одну церковь этой обители — мучеников Викентия и Анастасия Персянина. В ней царила такая же тишина, как и в двух предыдущих храмах. Некогда в ней хранилась «икона святого Анастасия, монаха и мученика, при виде которой демоны прогоняются и больные получают исцеление», как о том свидетельствуют деяния VII Вселенского Собора. Но есть ли она теперь там, никто нам сказать не смог. Да и спросить-то было не у кого. В храме не было людей, даже тех, кто там служит. Мы осмотрели суровый монастырский храм, спели величания святым и вышли во двор: впереди нас ждали новые храмы и новые впечатления.
Собор апостола Павла
Следующим местом нашей остановки был величественный, огромных размеров собор апостола Павла на Остийской дороге. После казни апостола благочестивая христианка Лукина взяла тело своего учителя и погребла его в своем имении на Остийской дороге. С этого времени здесь стали погребаться и другие христиане. В 324 году равноапостольный император Константин построил над местом погребения апостола Павла великолепную базилику. После пожара 1823 года базилика была построена заново и освящена в 1854 году при папе Пии IX. Размеры и великолепие интерьера собора не смогли оставить нас равнодушными. Только что мы видели тихий, почти не посещаемый монастырь на месте казни, а здесь, в этом соборе, — толпы туристов с фото- и видеокамерами. Больше похоже на музей, чем на место молитвы. Увы, иногда нужно смиряться с обстоятельствами. Мы подошли к главному престолу, где в гробнице под гранитной плитой почивают мощи первоверховного апостола Павла, и стали молиться. Когда молишься, то уже не замечаешь ничего вокруг себя.Воздав молитвенное почитание апостолу Павлу, мы направились к его сподвижнику по евангельской проповеди — апостолу Петру.
Ватиканский собор апостола Петра
Припарковав машину за собором, мы направились в Ватикан. Площадь перед собором была заполнена людьми. Ватикан — одно из самых посещаемых туристами и паломниками мест. Здесь можно услышать речь почти на всех языках мира. Выстояв длинную очередь, мы, наконец-то, очутились в самом соборе. Главной нашей задачей было поклониться честным мощам, здесь почивающим. Не все знают, что если обходить храм от престола к престолу, то можно найти раки, где почивают мощи святителей Иоанна Златоуста (третий придел слева от входа) и Григория Двоеслова, папы Римского (четвертый придел слева от входа), апостолов Симона Зилота и Иуды Фаддея, брата Господня (шестой придел слева от входа). Когда мы ходили от престола к престолу, читали молитвы и пели тропари, к нам присоединилась православная женщина из Львова, которая приехала с группой католических паломников с Украины. Она была рада тому, что нашла православных, не отходила от нас ни на минуту и вместе с нами ходила по огромному собору. Поклонились мы также честным мощам святителя Льва Великого — защитника православного учения о двух естествах в Господе нашем Иисусе Христе (первый придел слева по западной стороне собора), мощам святителя Григория Назианзина (по правую сторону от входа; в этом же приделе висит икона Божией Матери «Скоропослушница»).Среди толпы мы увидели группу православных монахинь, они как-то в рассеянности смотрели по сторонам. Я подумала о том, что они здесь чувствуют себя чужими. Ведь теплая атмосфера любого православного монастыря лишена этой помпезной суетности, там все просто. А здесь огромные статуи святых, лепные и расписные своды давят своим великолепием, и думаешь уже не о молитве, а о том, какой ты маленький средь этого шумного «житейского моря». Конечно, Ватиканский собор не может не произвести впечатления, но у каждого оно индивидуальное.
Затем мы спустились в гроты, где находится рака апостола Петра. Теснимые со всех сторон толпой, мы прочитали акафист первоверховным апостолам, помолились за всех, кого нет вместе с нами, и с каким-то облегчением вышли на улицу.
Крупные капли дождя тяжелыми шлепками падали на раскаленный от солнца асфальт.
— Ну вот и хорошо! Хоть не так жарко, и как на водосвятном молебне! — пошутила Тамара.
Мы решили не возвращаться к машине, а посетить еще несколько римских храмов. Среди них была Мамертинская темница, где содержались в заключении апостолы Петр и Павел перед своей мученической кончиной, и церковь Божией Матери «Жертвенник Небесный», которая стоит на вершине Капитолийского холма.
Об этом храме интересно поведать следующее. Императору Августу, который жил до Рождества Христова, во сне было предсказано, что родится от Девы Сын Божий, который придет в этот мир, чтобы разрушить алтари языческих богов. После этого чудесного предсказания император Август поставил на Капитолийском холме жертвенник с надписью: «Жертвенник перворожденному от Бога» («Ecce ara primogeniti Dei»). Отсюда и произошло название храма. Главная святыня здесь — мощи равноапостольной царицы Елены (249−329). Чтобы поклониться им, мы и преодолели все 124 ступеньки к этому храму.
А последним храмом, который мы посетили, была церковь 12 апостолов. В крипте этого храма почивают мощи апостолов Филиппа и Иакова Алфеева.
День клонился к вечеру, и нам надо было прощаться с Римом, чтобы отправиться дальше на юг Италии. Взяв такси, мы подъехали к нашему многоместному «дукату» и обмерли: машина была вскрыта, замок передней двери сломан.
— Нас ограбили! — пронеслась ужасная догадка. В багажнике остались сумки, пакеты и мой портативный компьютер. Его-то уж точно унесли. Я мысленно смирилась с его потерей. Водитель Вася открыл заднюю дверку — все лежало на своих местах. Анастасия стала рыться в своей дамской сумочке, забытой на переднем сиденье — все было цело, даже кредитные карточки. Зачем же тогда нужно было вскрывать машину? Или что-то напугало взломщиков? Эти вопросы так и остались без ответа. Мой взгляд упал на икону святителя Николая, которая стояла на переднем сиденье. Мне вдруг стало ясно, почему в машине все осталось нетронутым. Я бережно поставила образ на переднюю панель машины и перекрестилась. С охами и ахами мы уселись и двинулись дальше. Сегодня вечером мы должны были быть в Гаэте.