Русская линия | 16.04.2009 |
За Великим Входом через Царские врата в алтарь был внесен алавастр с древним миром, который был поставлен на Престол. Перед началом освящения мира Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Он рассказал о предстоящем освящении мира, отметив, что «через помазание святым миром каждый из нас проходит через свою пятидесятницу, замыкается некая связь между человеком и Богом, и именно по этому каналу нисходит к нам благодать». Этим миром, продолжил Святейший Владыка, помазывались Цари на Царство, освящаются престолы храмов, с ним совершается таинство Миропомазания. «Святое миро — есть вместилище благодати Божией», — сказал Предстоятель.
Затем Предстоятель Русской Церкви благословил миро и прочел заключительные молитвы на его освящение, после чего в сосуды с новым миром было влито ранее освященное миро, в знак преемственности передаваемой благодати.
Освящение мира — одно из священнодействий Православной Церкви, традиционно совершаемое на Страстной седмице. Этот чин по традиции совершается только Предстоятелем Поместной Православной Церкви, причем не каждый год, а по мере расходования мира, освященного в предыдущие годы. Освященное миро по благословению Святейшего Патриарха раздается в епархии Русской Православной Церкви и используется при совершении Таинства Крещения, а также при освящении храмов.
После заамвонной молитвы Предстоятель Русской Церкви совершил чин омовения ног. Впервые за многие годы чин омовения ног был совершен Предстоятелем Русской Православной Церкви. По образу Христа, умывшего ноги своим ученикам-апостолам за Тайной Вечерей, Святейший Патриарх Кирилл омыл в храме ноги 12 сидящим священнослужителям, в знак глубокого смирения и служения народу Божию.
После заамвонной молитвы Святейший Патриарх вышел из алтаря на кафедру, куда потом спустились 12 священников, севших на приготовленные скамьи. Святейший Владыка снял с себя верхнюю часть облачения: омофор, панагии и саккос, после чего препоясался лентием (длинным белым полотенцем) и по очереди умыл ноги одиннадцати священникам. Двенадцатый священнослужитель, по чину символизирующий апостола Петра, сначала отказывается от умовения, но потом, после евангельских слов «Аще не умые тебе, не имаши части со Мною», просит омыть не только его ноги, но и руки и главу, затем произносится ответ Спасителя: «Измовенный не требует токмо нозе умыти».
После омовения ног последнего священника Предстоятель облачился в снятые прежде облачения, взошел на амвон и обратился к народу с проповедью, в которой раскрыл значение состоявшихся сегодня богослужений.
Святейший Владыка всех сердечно поздравил с великим праздником — Великим четвергом, днем установления святого Таинства Евхаристии. «Через Таинство Евхаристии мы силой Святого Духа становимся соучастниками не только Тайной Вечери, но и всего того, что совершил Спаситель», — отметил Предстоятель. «Вкушая от Тела и Крови Спасителя, — сказал Святейший Владыка, — мы приобщаемся Его божественной жизни, становимся соучастниками Его Божественного Царства. Именно причащение Тела и Крови Спасителя помогает нам преодолеть грех. Потому что никакое напряжение воли, ума, никакая концентрация чувств человека не способны победить силы греха. Но, принимая силу Спасителя, мы становимся сильнее темных сил».
«В наше бурное и неспокойное время, когда человек подвержен различным соблазнам и искушениям, — продолжил Святейший Патриарх, — мы особенно должны прибегать к Чаше Христовой и благоговейно во спасение вкушать Тело и Кровь Спасителя». Сегодняшний день, по словам Его Святейшества, призывает нас к тому, чтобы мы жили активной литургической жизнью, были не зрителями, а соучастниками.
Затем Святейший Патриарх рассказал, что совершая древний чин омовения ног, он «совершил действие, предписанное нам от святых отец наших». «По примеру Спасителя сегодня Патриарх омывал ноги священнослужителям, которые символизировали 12 апостолов», — отметил Предстоятель, подчеркнув, что это действие помогает понять всю глубину Христова смирения, Который стал человеком, чтобы мы спаслись. «На Тайной Вечери, преклонив колени, Он омыл ноги ученикам, как это делали обычно только рабы, показав, что каждая человеческая личность важна пред Богом, — сказал Святейший Патриарх. — Именно это понимание помогает христианину быть смиренным человеком, честно исполняя свой долг, какой бы он ни был, помня, что исполнение долга и связанные с ним почести, не заслоняют великой истины, что все мы пред Богом равны». «Гордость же, — сказал в заключение Святейший Владыка, — надмевает и разрушает ту связь, которую Господь установил с нами после страданий на Кресте и Своего Воскресения».
В настоящее время чин омовения ног вошел в богослужебную практику в Римо-католической церкви, в Армянской Апостольской церкви, а также совершается в некоторых Поместных Православных Церквах и в отдельных епархиях Русской Православной Церкви.
Русская линия