Русская линия
РИА Новости11.08.2006 

Ракеты по библейским местам: что бомбят в зоне конфликта?

Ближневосточный конфликт, сводки о котором заполняют сейчас все информационные каналы, идет непосредственно в местах зарождения и формирования человеческой цивилизации.

Там, куда падают ракеты двух враждующих сторон, почти каждый камень имеет археологическую, историческую, архитектурную, религиозную ценность.

Представляем краткие исторические справки по некоторым городам, попадающим под обстрелы.

Библос

Ливанский город Библос — один их самых древних городов мира, руины которого могут рассказать о падении и процветании десятков цивилизаций.

Название Библос произошло от греческого слова «папирус». В конце XIII тыс. до н.э. важным источником процветания города была торговля древесиной, прежде всего — ливанским кедром. Именно отсюда греки вывозили египетский папирус.

В конце XIII тыс. до н.э. Библос стал одной из прародин первого алфавита. Древнейший образец этого алфавита представлен на саркофаге царя Ахимара. Библский алфавит был более приспособлен для письма на папирусах, нежели на глиняных табличках, что позволило ему получить более широкое распространение.

Считается, что название «Библия» происходит из этимологических корней названия города Библоса.

Когда-то персы сделали Библос одним из своих форпостов на восточном Средиземноморье, а после прихода Александра Македонского на древнейших святых местах возникли изящные эллинские храмы. Однако позже их перестроили римляне, с приходом которых начинается период упадка Библоса. Арабы, пришедшие в Библос в VII в., превратили его в заштатный городок огромного Арабского халифата.

Сегодня в Библосе сосредоточена большая часть религиозных памятников разных культур Ливана. Здесь и по сей день сохранились развалины эллинских храмов, воздвигнутых еще при Александре Македонском. Иные из них неоднократно перестраивались захватывавшими Библос римлянами, византийцами и арабами.

А побывавшие здесь крестоносцы оставили после себя величественную (и хорошо сохранившуюся) церковь святого Иоанна Крестителя, построенную в стиле ранней готики. В Библосе есть Монастырь Дейр Нурш, где несколько столетий назад произошло явление Божией Матери.

Исторические памятники города охраняются ЮНЕСКО.

Баальбек

Небольшой ливанский город Баальбек, расположенный в 86 километрах от Бейрута, в древности был одним из самых священных мест на Земле, а его храмы значились среди чудес древнего мира. Название «Баальбек» переводят как «город Баала», Баальбек был назван так в честь финикийского бога Баала. Греки же его переименовали в Гелиополис, а позднее, римляне стали почитать его как город Юпитера.

Период высочайшего расцвета Баальбека приходится на римскую эпоху, когда он был местом поклонения не только Юпитеру, но также Бахусу и Венере.
В Средние века Баальбек был стратегически важной крепостью.

В Баальбеке расположен самый большой храмовый комплекс — один из крупнейших в мире, возведенный во времена Римской империи и формировавшийся на протяжении двух тысячелетий. Первоначально здесь находился храм Баала (Ваала). Баал считался богом солнца и плодородия. Затем здесь был построен храм Солнца и Баальбек получил античное название Гелиополис — Город Солнца. В эпоху римского императора Августа Баальбек стал колонией Рима, и храм Солнца был обращен в храм Юпитера, рядом с которым находились храмы Вакха (Бахуса) и Венеры. Известность и славу Баальбеку принесли оракулы Храма Юпитера, к которым за предсказаниями приезжали даже римские императоры. В Храм Юпитера, Храм Венеры и изящный круглый Храм Фортуны съезжались тысячи язычников на праздники.

Однако с приходом христианства, город начал меняться. Первые христиане появились в Баальбеке уже в I веке н.э. На центральной площади акрополя они возвели церковь. Но через несколько десятилетий она развалилась, так как строили ее в спешке. Языческие храмы были обращены в христианские. Затем наступила эпоха арабского владычества, после которого пришли крестоносцы, за ними турки…

Древние храмы разграблялись, перестраивались, разбирались на стройматериал. Вдобавок, четыре раза постройки Баальбека разрушались землетрясениями.

Сегодня о былом величии напоминают шесть огромных колонн, возвышающихся над руинами. Это колонны диаметром 2,5 метра и высотой более 20 метров. Основание храма построено из огромных каменных глыб, что до сих пор вызывают споры ученых о методах их транспортировки. Многие с трудом верят в то, что огромные глыбы Баальбекской террасы — это результат человеческого труда без присутствия каких-либо механизмов и что это не плод строительства внеземных цивилизаций, исследовавших некогда Солнечную систему.

Баальбек входит в список реликвий мировой цивилизации и охраняется ЮНЕСКО.

Хайфа

Хайфа — третий по величине город Израиля. Он расположен на берегу Средиземного моря у подножья знаменитой библейской горы Кармель (высотa около 300 м. над уровнем моря).

Хайфа была основана в римскую эпоху. Само место поселения, носящего имя Хайфы, упоминается в письменных источниках только примерно с III века до нашей эры. В качестве крупного поселения Хайфа существует лишь с эпохи крестоносцев (ХI век). В дальнейшем Хайфа была разрушена мамелюками и только в XVIII веке была восстановлена в качестве сторожевого пункта для охраны сухопутных дорог округи.

Основной достопримечательностью Хайфы является гора Кармель, которая почитается верующими всех трех основных монотеистических религий. Эта гора считается местом жития Ильи-пророка, местом, откуда он, по преданиям, вознесся на небо. На вершине горы пророк молил Бога о прекращении трехлетней засухи, а потом с трепетом следил за появлением в небе дождевого облака.

С торжеством христианства на Кармеле возникла целая сеть монастырей. Самым крупным и известным считается католический монастырь ордена кармелитов. Своим названием орден обязан горе Кармель. Монастырь этого ордена существует на горе с начала XIII века. Он периодически разрушался и вновь восстанавливался. В настоящем виде монастырь существует с начала XIX века. Он стоит на одном из самых живописных отрогов горы Кармель со стороны моря на высоте 230 метров.

Базилика монастыря построена в плане в виде креста и увенчана большим куполом. Под главным алтарем, над которым высится статуя Богоматери, находится пещера, куда ведет несколько ступеней В пещере устроен алтарь, посвященный Илье-пророку. По преданию, эта пещера служила Илье-пророку жилищем. В этой же пещере, согласно христианским верованиям, нашло приют Святое Семейство по возвращении из Египта.

Во время осады Наполеоном Акко в 1799 году в монастыре был организован госпиталь для раненых наполеоновских солдат. Сохранился памятник солдатам, скончавшимся в этом госпитале.

Недалеко от монастыря находится здание с маяком. Над входом — статуя Мадонны. Это сооружение называется «Стелла Марис» (морская звезда).

Одна из достопримечательностей Хайфы — Бахайский храм, находящийся на территории так называемых «Персидских садов». Этот храм является мировым центром религии бахай. Создатель и пророк бахэизма Эль-Бах (Бар Мирца Али Мухаммед) был признан вероотступником и возмутителем спокойствия. Ввиду этого был казнен властями Ирана в 1850 году. Светлое, все из белого мрамора, обрамленное аркадами, здание храма, выстроенное в византийском стиле, служит усыпальницей Эль-Баха. В центре храма находится, украшенная драгоценными персидскими коврами и вазами с цветами, могила Эль-Баха.

Назарет

Назарет — один из известнейших в христианском мире городов. Он свят для всех христиан тем, что здесь проживало святое Семейство, здесь Деве Марии «ангел возвестил о чудесном рождении сына и о том, что он «будет велик и наречется Сыном Всевышнего» (Лука, 1:27−32). Здесь Иисус рос и укреплялся духом, пока не пришло время его служению, здесь он впервые проповедовал. Миллионы христиан стремятся в Назарет, чтобы поклониться святыням.

Дом, в котором жил плотник Иосифа и где дева Мария получила благую весть, разумеется, не сохранился, но существует пещера, к которой, по преданию, примыкало жилище «святого семейства».

Город Назарет не упоминается ни в Ветхом Завете, ни у греческих, ни у римских авторов, не упоминает его и еврейский историк Иосиф Флавий. Первые сведения о нем есть лишь в Новом Завете и в книгах раннего христианства.

В Евангелиях Иисуса называют либо Назарянином, либо Назореем. Слово «назорей» предположительно возникло от оставшегося непереведенным в Евангелии от Матфея ивритского слова «нецер». Отсюда и ивритское название города Нацрат — Назарет, и отсюда же на иврите «ноцрим» — христиане. Правда, есть и другое толкование слова Назарет. Некоторые считают, что оно происходит от ивритского слова «назир», что значит «человек, служащий Богу».

В частности, назореем был Самсон. С распространением христианства ивритским словом «назир» евреи стали называть монахов.

К IV в. в ранневизантийский период в Назарете была построена базилика, которая стала основанием будущей церкви Благовещения, разрушенной в середине VII века.

Крестоносцы восстановили храм, и Назарет стал резиденцией епископа. Нынешний францисканский храм Благовещения закончен в XVII веке, и с тех пор здесь почти ничего не менялось. Внутри храма, против входа, расположена пещера, в которую ведут несколько ступеней. Это — «горница Марии», где и прозвучала благая весть. Пол и стены выложены мрамором, у алтаря надпись на латыни — «Здесь слово стало плотью», над алтарем изображение Благовещения, выполненное итальянскими художниками. Две гранитные колонны отмечают места, где стояли Архангел и Дева Мария. В соседней пещере показывают каменное ложе, на котором, как утверждают, почивал маленький Иисус.

К северу от церкви Благовещения находится церковь Св. Иосифа — на этом месте, как предполагают, была его плотницкая мастерская, колодец, к которому ходила дева Мария. Над колодцем — алтарь с иконой Благовещения. У источника, питающего «фонтан Марии», стоит православная церковь Архангела Гавриила. По преданию, первое Благовещение произошло у источника, бьющего из каменной расщелины, который в древности был единственным в городе, и все население Назарета приходило брать из него воду.

Она простояла недолго, потому что, когда мусульмане вошли в город, они разрушили все церкви. В XVIII веке греки отстроили православную церковь Источника Приснодевы. Она сохранилась до сих пор. Ее фасад прост и строг, при входе есть спуск в пещеру с источником, над которым стоит колодец. Верхняя его часть обложена серебром и закрывается серебряной крышкой с рельефным изображением Благовещения. Вода в этом колодце считается святой. Воду же для бытовых нужд берут из водоема на городской площади. В пещере Источника Приснодевы висят лампады, икона Благовещения, иконостас. Поскольку Назарет считается православной метрополией, то церковь соборная. Ее обнесли каменной оградой и рядом пристроили здание православной местной школы.

Церковь проповеди Иисуса была построена в память о проповеди Иисуса в синагоге, той самой проповеди, которую он начал словами пророка Исайи: «Дух господень на Мне». Вход в церковь ниже уровня земли. Церковь ничем не украшена, в глубине на небольшом возвышении стоит каменный стол, а справа в стене высечено место, где за занавеской до сих пор хранятся свитки Торы. Там же скамья, на которой, как утверждают христиане, сидел Иисус с другими детьми, когда был ребенком.

Над деревней Иксал возвышается гора Свержения. Жители Назарета, не признавшие Иисуса, хотели сбросить его с вершины этой горы. Но на горе происходит чудо — они не смогли причинить ему вред: «Он, прошед посреди них, удалился». Под горой простирается Изреельская долина, а на вершине горы обнаружены остатки древнего монастыря.

До 1967 г. Назарет был крупнейшим арабским городом в стране. Сегодня он разделен на кварталы, которые можно узнать по куполам церквей и башням мечетей: католический квартал, греческий православный, мусульманский. Есть много смешанных районов.

В 1957 г. к северо-востоку от Назарета стали строить Верхний Назарет.

Тир

Город Тир — крупный город на юге Ливана — основан примерно в XXVIII веке до н.э.

Имя этого города связано в Библии с царём Хирамом, союзником Давида, помогавшем его сыну Соломону строить Иерусалимский храм.

Изначально город состоял из нескольких частей — материковой части и двух островов. Но в X веке до н.э., во времена правления царя Хирама, острова были соединены между собой, после чего и началось их активное развитие. Тир стал «владыкой моря».

Ещё в древности город поражал своим великолепием: улицы были мощёные, Тир обладал прекрасной крепостью, стены которой достигали до 50 метров в высоту и гаванью.

Отличались богатством храмы Тира, среди которых особое место занимал храм бога Мелькарта, построенный одновременно с самим городом. Мелькарт (в пер. «царь города») почитался как владыка Тира и праздники в его честь считались главными в этом городе.

На протяжении нескольких веков за исключением небольших промежутков времени именно Тир считался главным среди других финикийских городов. Его история полна героизма и трагедий. Тир был единственным городом, который, в отличие от прочих финикийских городов, не сдался Александру Македонскому сам, а был завоеван. Жители Тира предпочли унизительному миру жестокую войну.

Город Тир — первый город, где была построен храм. Здесь же самый большой Финикийский храм.

Апостол Павел, возвращаясь после своего третьего путешествия в Иерусалим, на пути своем остановился в Тире. Корабль, на котором отплыл Павел, должен был пристать в Тире для выгрузки товаров. Найдя здесь верующих, путешественники пробыли у них семь дней. Предвидя бедствия, коими Апостол должен был подвергнуться в Иерусалиме, тиряне молили его не ходить в город, но Павел, который шел туда по влечению Духа Божия отклонил их просьбу. Все верующие жители Тира, не исключая малых детей, провожали его до самого берега и став на колени, просили у Отца Небесного счастливого пути для Павла.

В 1979 году Тир был объявлен мировым культурным достоянием и взят под охрану ЮНЕСКО.

http://www.rian.ru/spravka/20 060 809/52444112.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика