Русская линия
Радонеж Юрий Минулин11.08.2006 

От Синая до Соловков

Придя в офис московской паломнической службы «Радонеж», я рассчитывала найти здесь атмосферу покоя и умиротворения. Но увидела картину, совершенно типичную для любой турфирмы в разгар сезона: постоянные звонки, непрерывный поток посетителей, сосредоточенные сотрудники… Да и с директором службы Юрием Минулиным удалось поговорить только после того, как он волевым усилием перестал брать трубку телефона.

— Судя по обстановке в офисе, на спрос вы не жалуетесь?

— Мы не жалуемся на спрос вот уже 10 лет, но последние два года стали по-настоящему переломными и неожиданными даже для нас. Произошел качественный скачок в уровне спроса на паломнические туры. Я думаю, он объясняется общим стабильным положением в стране, активной позицией православной Церкви, ростом интереса самих граждан к своей духовной истории. Немалую роль сыграло отношение президента страны к Церкви. Дело не просто в том, что люди хотят знать больше о православной культуре, — это было и раньше — но сейчас этот интерес перестали прятать, перестали его стесняться, он перешел из плоскости чисто религиозной в область культурную. Причем, заметно вырос спрос на такие туры в различных регионах страны. Люди и в центральном регионе, и на Урале, и в Краснодарском крае стали свободнее в выборе. В итоге в паломнические туры сейчас едут люди всех возрастов, верующие и неверующие. Они стали формой приобщения к традиции культурной и исторической.

— Получается, что паломнические туры отличаются от других туристических, экскурсионных поездок только «объектами показа»?

-Это неверно. Все-таки на первом месте в определении тура у нас стоит слово «религиозный», мы почти не делаем чисто светских туров, в любой поездке обязательно соблюдаем все православные и религиозные правила: посты, службы. Причем, независимо от степени религиозности наших клиентов. Мы занимаемся религиозно-просветительской работой. Благословение на этот вид деятельности мы получили в 1990 году.

-Тогда в чем ваше отличие от паломнических служб, существующих непосредственно при храмах и монастырях?

— Я бы сказал так: мы делаем религиозные туры по светским лекалам. В этом смысле мы тесно связаны как с церковью, так и с турбизнесом. Чтобы делать качественный продукт, мы просто обязаны грамотно ориентироваться на рынке туристических перевозок, в гостиничном секторе, в визовом обслуживании, в службе гидов-переводчиков и т. д. Но, с другой стороны, мы с 1998 года упорно настаиваем, что наши клиенты — не просто туристы, а именно паломники. Это — одна из разновидностей религиозного, но все-таки туризма. Вот как раз создание пространства религиозно-паломнических туров мне кажется главным достижением за все то время, что существует служба «Радонеж».

-А как уживаются бизнес и религиозные принципы?

— Легко, если не забывать, зачем ты пришел на это поприще. Мы умеем работать и зарабатывать, но не забываем, что наша первая цель — приобщение людей к духовной культуре. Как ни патетично это звучит, я лично отвечают не только перед клиентами, законом, государством, но еще и перед Богом. Это мое «четвертое» измерение. Православное паломничество и религиозный турим это социальное служение, которое имеет элементы туристического бизнеса.

-Возможно, поэтому паломнических фирм заметно меньше, чем любых других?

— Да, многие приходят заниматься бизнесом, только ради денег, а без гуманитарного посыла такой туризм развивать очень трудно. Хотя, на самом деле, паломнических служб за последнее время заметно прибыло. Сейчас как минимум 10 фирм по стране занимаются этим направлением. Например, один из крупнейших операторов — Валаамский монастырь, который с 1991 года активно занимается просветительской и туристской деятельностью, но при этом остается церковным.

-А вы — крупный оператор?

— Я думаю, сейчас никто кроме нас не может предложить столь широкий диапазон туров, программ как по России, так и за рубежом. Благодаря наработанному опыту и опять же ассортименту мы можем предлагать путешествия любой категории сложности и стоимости. Расширяется география наших предложений. Причем, многие новые программы созданы уже при активном участии самих паломников. Люди сейчас часто уже хорошо знают, что они хотят увидеть и сами предлагают новые программы. Некоторые новые программы рождаются в результате поездок сотрудников «Радонежа». Так появились программы «Алтайская миссия XIX века», путешествие в Тюмень, по островам Псковского озера. Задумок у нас очень много, и как только спадет волна высокого сезона, мы ими и займемся.

Приглашаем к сотрудничеству, Уважаемы коллеги.

Интервью подготовила зам. главногго редактора RATA-news Светлана Ставцева

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=1836


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика