Русская линия | Протоиерей Олег Стеняев | 25.03.2009 |
«Что касается отчитки, я думаю, лучше всего обратить внимание на корень этой болезни. А это — грех, через который вошла в человека бесовская сила. И если человек будет стараться очистить свое сердце, свою храмину от греха и жить благочестиво, то враг рода человеческого не сможет быть в чистом сердце — он рано или поздно оставит его. И даже наши обычные молитвы церковные будут способны очистить человека от бесовской силы, которая мучает его. Но причина — грех. Надо внимательней быть к себе, углубиться в свое сердце, увидеть свои грехи, в них раскаяться, вместо этих грехов приобретать добродетель, жить добродетельной жизнью. И так мы можем избавиться от бесовской силы. Мы знаем, что когда один кровосмеситель был поражен за великий грех кровосмешения беснованием, Апостол Павел говорил, что это дается ему во измождение плоти, чтобы спаслась его душа. И человек нес этот крест определенное время, потом был освобожден, когда достаточно много потрудился, принеся покаяние в совершенном грехе. И Господь, видя его покаяние, освободил его от мучения бесовского», — отметил владыка Викентий.
Мы попросили известного московского пастыря, руководителя Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.C.Хомякова протоиерея Олега Стеняева подробнее рассказать о православном отношении к практике отчитки бесноватого.
«В большом православном требнике есть чин отчитки (изгнания злых духов). Этот чин является частью нашего литургического наследия. Но, с другой стороны, следует признать, что владыка Викентий прав в том, что не каждый человек может взять на себя такой подвиг. Такой чин принято было совершать только по благословению правящего архиерея, а в наших нынешних условиях, возможно, требуется даже благословение на уровне Святейшего Патриарха, потому что очень велика опасность, что с человеком, бросившим вызов силам зла, может произойти какая-то беда. В книге Деяний Святых Апостолов описывается, что во время пребывания Павла в Ефесе сыны первосвященника, пытались изгонять злых духов, говоря при этом, что они изгоняют их силой Христа, в которого верит Апостол Павел. Найдя человека, одержимого бесом, они говорили: „Заклинаем… Иисусом, Которого Павел проповедует“, но злой дух сказал в ответ: „Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?“ После этих слов бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые бежали, так как впали в безумие. Этот пример является предостережением для людей, которые думают, что нужно лишь открыть требник и начать совершать чин отчитки», — предостерег пастырь.
«Отчитка бесноватого — это очень ответственное действие. Чтобы совершать такое исключительное служение надо заручиться архиерейским благословением и молитвенной поддержкой многих. Людей, которые дерзают совершать такой чин, очень мало. Мне известны буквально два-три таких человека. И всегда такой чин совершается по благословению священноначалия. И не думаю, что многие священники дерзают совершать этот чин», — сказал отец Олег.
«Надо понимать, что беснование также может быть и наказанием и Божиим попущением. Святитель Иоанн Златоуст состоял в переписке с одним крупным чиновником, который был бесноватым. Он писал этому чиновнику, что если диавол бросает его на землю, то виноват не тот, кто упал, а тот, кто толкнул. Поэтому говорит ему Иоанн Залоуст: в этом нет твоей вины. Иоанн Златоуст пишет ему: ты любишь Господа, вот и продолжай любить Его, и то, что с тобой происходит, не по твоей вине. На самом деле человек, даже одержимый злыми духами, может продолжать стремиться к Богу, стремиться выстраивать с Ним правильные отношения, чтобы это попущение можно было преодолеть. Надо понять, что взаимоотношения между Богом и диаволом — это не перетягивание каната. Диавол боится Бога, трепещет перед Ним, он не может ничего сделать без Божиего попущения. Если же Господь попускает, то вспомним, что в Писании сказано, что Бог никогда не дает нам испытаний сверх наших сил, но в самом испытании посылает нам облегчение. Люди, одержимые припадками, злыми духами, должны найти в этом вспомоществование от Бога, потому что испытание посылается в облегчение. Этот поиск для них должен заключаться в пристальном исследовании своей души, чтобы понять, почему Господь это попустил. На самом деле это серьезная проблема. Недаром в молитве Господней, главной христианской молитве, мы находим слова: „И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого“. Поскольку любой христианин может подпасть под обольщение лукавого», — предостерег священник.
«Существуют разные степени одержимости. На человека может нападать гневливость, раздражение, беспричинная злоба, что тоже является проявлением злых духов. Одержимость проявляется по-разному, бесы часто из вне действуют на человека. Когда человек не борется с ними, они поселяются в нем, главное, что они стремятся овладеть верующими людьми. Почему? Потому что, по словам Господа, верующий человек — это убранный дом, из которого вымели мусор, привели все в порядок, так как при крещении с человека снимаются все грехи, верующий человек исповедуется и причащается во оставление грехов. Когда внутреннее пространство человека не заполнено присутствием Бога, то бесы возвращаются в этот незанятый дом и пытаются нанести человеку еще больший урон. Многие подпадают под бесовские обольщения, потому что они подменяют страх Божий страхом лукавого. Когда человек боится колдунов, сглаза, бесов, он таким образом начинает играть в поддавки с силами зла. Напротив, человек, имеющий страх Божий, ничего не боится, как говорил Василий Великий: кто Бога боится, тот людей не боится, а кто людей боится, тот Бога не боится. Страх Божий изгоняет любой другой человеческий страх. Суеверные люди, боящиеся колдунов, сглаза и чародеев, не защищены страхом Божиим, который есть начало премудрости и источник любви. Страх Божий — это высшее проявление любви. Страх Божий заключается в боязни нарушить волю Господа, которого мы возлюбили сердцем своим, помышлением своим. Это страх нарушить волю любимого. Это надо понимать. Этот страх священен, он изгоняет любой другой страх, который не связан со страхом Божиим», — отмечает батюшка.
«Миряне сами не могут установить одержимость. В такой ситуации нужен духовный врач, священник, который поставит правильный диагноз, потому что мирянин, который не имеет представления об этих недугах, может принять за беснование простое раздражение человека, вызванное желчными коликами или плохим самочувствием. Многие проявления нашей несдержанности связаны с нашим телом. Иногда человек чувствует себя хорошо, а иногда плохо в зависимости от внутренних процессов организма. Поэтому отличить естественные воздействия тела на поведение человека от бесовской атаки, своего рода интервенции, не каждый может. Для этого нужен опытный духовник, который действительно сможет поставить правильный диагноз. Известно ведь, что при любом заболевании вовремя поставленный правильный диагноз уже есть половина дела. Миряне же не имеют право выносить решение о том, является или не является тот или иной человек бесноватым. В случае же ошибки мы оскорбим Духа Святого, который присутствует в человеке, не одержимом бесами. В Евангелии сказано, что если кто-то назовет человека безумным, а он таковым не будет, то это великий грех. Безумный человек в понимании людей, проживающих на территории Палестины в I веке, есть бесноватый человек. Потому что любое психическое заболевание сродни воздействию злых духов», — заключил протоиерей Олег Стеняев.
Русская линия
http://rusk.ru/st.php?idar=182013
Страницы: | 1 | |