Православие.Ru | Алексей Сагань | 10.08.2006 |
2 августа 2006 года исполнилось 400 лет со дня Ильинского набата, которым было положено начало преодолению смутного времени. В 1605 году на престол взошел Лжедмитрий, в результате чего Россия оказалась фактически оккупирована Польшей, традиционный уклад русской жизни подвергался решительной ломке, государственная казна и сокровища Кремля расхищались жадными временщиками, святыни Православной Церкви оскорблялись, в то время как незваные миссионеры пытались распространить влияние и заблуждения Римских пап на восток…
Постепенно в народе поднималось возмущение, и крепло общее понимание того, что Россия обманута и ее будущее находится под угрозой. Поэтому в 1606 году, под звуки колокола храма Ильи пророка на Новгородском подворье, москвичи подняли восстание против интервентов. Это был первый стихийный взрыв народного возмущения, но именно он послужил началом широкого сопротивления наглым чужакам и именно благодаря ему, в конце концов, смута была преодолена с воцарением в 1613 году Михаила Федоровича Романова. После преодоления смуты значение Ильинского набата было признано на государственном уровне. Ежегодно, в день памяти пророка Илии, Михаил Федорович и его отец Святейший Патриарх Филарет с крестным ходом выходили из Спасских ворот Кремля и на Лобном месте совершали благодарственный молебен, после чего посещали Ильинский храм в Китай-городе. Этим признавалось и особое значение небесного предстательства пророка Божия за русский народ и его ополченцев.
Небесное покровительство святых вопрос особый, не поддающийся осмыслению вне веры и вне подлинного духовного опыта. Это покровительство в первую очередь зависит от собственной воли угодников Божиих, не в последнюю очередь оно зависит и от нашей любви к ним и почитания их. То есть это вопрос человеческих отношений, а в них не все и не всегда бывает очевидно. Так, например, необъяснимо всенародное почитание в России Николая святителя Мир Ликийских, притом что сами нынешние потомки византийцев помнят его только как одного из многих отцов Первого вселенского собора. При этом один из новых исповедников российских святитель Лука Войно-Ясенецкий горячо почитается в Греции. Подобных «нелогичных» примеров можно привести множество, но нет нужды приводить их все, чтобы отвергнуть мнение о том, что небесное покровительство пророка Божия Илии по отношению Воздушно десантным войскам России выглядит искусственно и будто бы связано только с тем, что день основания ВДВ в 1930 году совпал с Ильиным днем.
ВДВ в России больше чем просто ВДВ — род войск предназначенный для решения специальных военных задач. Каждый год в Ильин день, во всех городах страны, на улицы выходят мужчины в голубых беретах, самого разного возраста и социального положения, и объединяет их не просто ностальгия по двум или более юным годам, проведенным на службе в вооруженных силах, а воспоминание о совместной службе именно в ВДВ. Еще во время моей собственной службы в армии мне пришлось пообщаться с десантниками, и тогда они удивили меня именно своим искренним желанием служить, тем, что в нашем роде войск было если не редкостью, то уж никак не массовым явлением среди солдат и сержантов. Этим своим особым духом и своим девизом: «Честь и родина превыше всего», — ВДВ и близки всему народу и за это любимы им. И поэтому они имеют право представлять народ во всем, что касается, защиты Родины и патриотизма, как когда-то представляли его ополченцы Минина и Пожарского, поэтому и небесное покровительство пророка Илии по отношению воздушным десантникам не выглядит чем-то случайным.
2 августа Ильинский храм на Ильинке был переполнен, перед храмом и внутри его заметно множество десантников, не только офицеров, но и тех, кто называет и считает себя десантниками, несмотря на то, что вернулся к гражданской жизни. Вот стоит мужчина средних лет, к его гражданскому костюму прикреплена Звезда Героя Советского Союза, медали За боевые заслуги, За отвагу. Журналистский энтузиазм, если бы я страдал им в чрезмерной степени, несомненно, побудил бы меня подойти к нему после богослужения задать несколько вопросов о боевых заслугах, отваге, героизме, в конце концов о вере. Но — журналистом можешь ты и не быть, а человеком быть обязан во всяком случае. О чем спрашивать, какие еще вопросы задавать, если сегодня, и так все понятно и видно само собой? И награды, которые надеваются один раз в году, и вера, которая как подвиг постоянно находится в сердце человека.
На улице перед храмом многочисленные журналисты атакуют командующего Воздушно десантными войсками генерала-полковника Колмакова.
— Александр Петрович, что какие поздравления вы хотите передать десантникам сегодня?
— Скоро начнется крестный ход, мы все вместе выйдем на Красную площадь и уже оттуда, с Лобного места, всех десантников и поздравим. Но, конечно же, я от души желаю всем им, их близким счастья, здоровья, чистого мирного неба. И еще желаю им никогда не забывать, что они десантники, бывших десантников не бывает, и что за ними стоит Великая Россия. — Командующий держится прямо, говорит не торопясь, не меняясь в лице, во всем облике генерала заметно то, что называется солдатской выправкой, то что не теряется с годами и всегда заметно, хоть в мундире, хоть без мундира.
— Церковный праздник и день ВДВ, как на ваш взгляд, нет ли между ними какого-то противоречия?
— Абсолютно никакого, потому что мы считаем, что пророк Божий Илия является покровителем Воздушно десантных войск. И то, что мы проводим такую совместную акцию, способствует воспитанию молодого поколения и единению всех россиян.
— В чем секрет боеготовности ВДВ?
— В том, что по самому своему предназначению наши войска должны находиться в постоянной боевой готовности.
Чуть поодаль на вопросы отвечает начальник штаба 76 дивизии ВДВ полковник Кеплинский Михаил Юрьевич Герой России. Эта дивизия полностью перешла на контрактную основу. В годы войны дивизия получила почетное наименование Черниговская, за освобождение города Чернигова от фашистов.
— Что для вас значит сегодняшний день?
— Что для человека значит день рожденья, то же самое для каждого десантника значит этот день.
— Ваше появление возле храма сегодня связано с вашими должностными обязанностями или вы пришли по собственной инициативе?
— Мы с друзьями пришли сюда для того, чтобы здесь увидеться и непосредственно поучаствовать в мероприятии.
— Это ваша традиция, встречаться здесь в этот день?
— Нет, это не традиция пока что, просто это время и место для встречи показалось нам самым лучшим.
— Вы с друзьями будете сегодня купаться в фонтане в Парке Горького?
— Если милиция будет охранять подступы к фонтану, то будем, а если нет, то нет. Так и запишите. — Улыбается.
Самый старший десантник, который в тот день пришел к Ильинскому храму, был участником Великой отечественной войны — старик в голубом берете, с боевыми наградами на груди. Самый молодой, лет трех, сидел на плечах у отца, тоже десантника, старательно поправляя берет, постоянно сползавший на глаза.
После крестного хода и молебна на Лобном месте епископ Красногорский Савва, возглавлявший богослужение, зачитал приветственное слово Святейшего Патриарха Алексия ко всем собравшимся на площади в день праздника. Вот короткая выдержка из него, которая, на мой взгляд, лучше всего завершает этот репортаж: «Пусть же Ильинский набат, некогда прозвучавший у стен древнего Кремля, станет назидательным примером для нас, живущих ныне и ищущих пути к достижению столь необходимого всем нам мира, общественного согласия и национального единства. С верой и упованием прибегнем ко Господу с молитвой о благополучии нашей родины России».