Литературная газета | Игорь Гамаюнов | 09.08.2006 |
Фауст — Мефистофелю:
«Я — твой, тебе принадлежу,
Раз обещаю к платежу
Себя и жизнь свою пустую,
Которой я не дорожу.
…Природа для меня загадка.
Я на познанье ставлю крест…»
«Фауст», Гёте.
НА ПРИЁМЕ У МЕФИСТОФЕЛЯ
Хочешь испытать пьянящее чувство безграничной свободы, дорогой читатель? Способ прост: отдай душу одному из Мефистофелей, которых сейчас пруд пруди; их телефоны публикуют рекламные еженедельники, влетающие в ваш почтовый ящик совершенно бесплатно.Имена и пол у Мефистофелей нынче разные: Олег Тор (шаманизм стихий — оплата по результату), ясновидящая Софья (обещает «развалить отношения вашего мужа с любовницей», предостерегая в то же время от общения с шарлатанами!), алтайская целительница Юлия (её обряд «Кольцо рабства» даст безграничную власть над любимым) и т. д. и т. п.
Ну да, нашёл чем в наше проблемное время обеспокоиться, скажете вы, это ж кухонная психотерапия, о чём уже не раз писали! Игры инфантильных людей, врачующих сердечные раны!..
Но вот появился в Москве ставший знаменитым «игрун» с неблагозвучной фамилией Грабовой, собиравший своих поклонников в конференц-зале гостиницы «Космос». Убедивший их в своих невероятно магических способностях. И пообещавший несчастным матерям, чьи дети погибли в момент теракта в Беслане, воскресить их.
Несколько лет его адепты, совершенно легально открывая офисы, распространяли видеолекции новоявленного мессии, собирали в конференц-залах зачумлённых его агитками людей.
Там он появлялся на сцене, а затем и на экранах ТВ в элегантном костюме, сдержанно жестикулируя, говорил о создании Партии Своего Имени, которая выдвинет его кандидатуру на президентских выборах для того, чтобы никто не смог ему помешать сделать всех людей счастливыми. Отпечатанные типографским способом листовки, сообщавшие об этом, расходились по Москве, рассылались в редакции. Одна из таких листовок оказалась и в «Литгазете».
Разумеется, это был бизнес, цинично наглый, успешно паразитировавший на массовой невротизации людей, над сознанием которых совершалось публичное насилие — они отдавали последние деньги за видеолекции Грабового и за возможность попасть на его конференции.
Мне вспоминаются стихотворные строчки, звучавшие в поэтических салонах примерно сто лет назад, в канун трагических событий 17-го года в России: «…Честь безумцу, который навеет / человечеству сон золотой».
Безумцы тех лет, пообещав россиянам скорый коммунистический рай, погрузили страну в кровавый ужас Гражданской войны, в голодомор, в лихорадку массовых репрессий.
Ловкий безумец наших дней Грабовой пытался погрузить в сладкий сон как можно больше нынешних растерявшихся россиян, и Московская прокуратура, куда обращались встревоженные масштабами этой акции газетчики (журналист-известинец Дмитрий Соколов — Митрич даже выпустил книгу своего расследования «АнтиГрабовой») и общественные деятели, несколько лет раздумывала, не нарушит ли она нашу суверенную демократию, если остановит Грабового. Наконец решилась: Грабового задержали.
Но обвинение в психологическом насилии, в манипуляции сознанием, в нанесении душевных травм предъявить Грабовому, как утверждают юристы, невозможно — нет таких статей в нашем гуманном Уголовном кодексе.
Если же подобные статьи появятся, то — пугали меня — за решёткой, например, могут оказаться добросовестно заблуждавшиеся партвожди, увлёкшие своих единомышленников ложными идеями. А также пылкие любовники, охладевшие к брошенным возлюбленным, чьи израненные сердца требуют возмездия.
Зато — убеждали меня — в отсутствие таких статей партвожди, ввергнувшие в очередной социальный катаклизм одураченные массы, могут быть наказаны «судом истории», чей приговор, сетующий на легковерие народа, будет набран нонпарелью под историческими датами в школьном учебнике. А донжуанистых охотников за одинокими женскими сердцами настигнет суровый «суд молвы"… Разве этого недостаточно?..
НОЧЬ В ФЕВРАЛЕ
Один такой «охотник», убеждавший своих возлюбленных в том, что способен «входить в контакт с Космосом» и «считывать там информацию», оказался причастен к самоубийству впечатлительной женщины. Следователь, пришедший ко мне в редакцию с материалами этого дела, был в смятении: его убеждение в том, что «охотник» умышленно довёл свою бывшую пассию до самоубийства, воплотить в строгие рамки обвинительной статьи оказалось невозможным. И вот почему.Выяснилось: этих двух пророков, приезжавших в Москву в длинных балахонах, увешанных бусами и колокольчиками, опекали известные в столице люди: член-корреспондент Академии наук СССР А.Г. Спиркин, поэт Валентин Сидоров (он выводил их на сцену на своих встречах с читателями), главный редактор журнала «Огонёк» А.В. Софронов, написавший по их просьбе рекомендательное письмо руководителям Каракалпакии, которое мистификаторы ксерокопировали, превратив в подобие визитной карточки.
Общались же пророки со своими интеллигентными последователями весьма сдержанно, говорили мало и туманно, но слухи об особых их способностях заставляли впечатлительных людей заполнять паузы собственным внутренним монологом, который воспринимался не как собственный, а — чужой. Ну чем не передача мыслей на расстоянии!.. А сопровождавшие дервишей плечистые студенты с напряжённо-тревожными взглядами (из них предусмотрительные пророки сколотили свою охрану) воспринимались как будущие апостолы, близкие «к просветлению».
В эту пёструю компанию попал известный актёр Талгат Нигматулин, уверенный в том, что общение с дервишами (Абая он даже стал называть Учителем) поможет ему в духовном самосовершенствовании. Да, он знал, пророки унижают своих адептов, заставляя их на улицах «пройти через стыд» попрошайничества, но это нужно, чтобы «на развалинах» своего «Я» создать себя нового — просветлённого. А когда в секте наметился раскол, появились инакомыслящие и пророки стали укреплять дисциплину кулаками своих боевиков, Талгат перестал подчиняться Учителю. И тот распорядился: «Бейте изменника!» Его били всю ночь — длинную февральскую ночь, в квартире вильнюсского художника, стены которой были увешаны картинами хозяина. Талгат, каратист, способный не только защитить себя, но и покалечить любого из тех замороченных парней, лишь прикрывал голову, предполагая: это истязание — ещё одно испытание его веры, сейчас оно прекратится. Нет, не прекратилось. И он пропустил смертельный удар (бил Учитель — ногой в голову).
В «ЛГ» после нескольких статей я опубликовал итоговый репортаж из зала суда. По ТВ прошёл документальный фильм. А затем у меня вышла повесть «Странники» (сейчас её новый вариант готовится к выходу в московском издательстве «В.А. Стрелецкий»). Мнимые пророки и оболваненные ими боевики уже двигались по этапу в места заключения, когда у меня в редакции появился молодой московский следователь.
ВСТРЕТИМСЯ В КОСМОСЕ!
Этот следователь, внимательно читавший всё, что я публиковал о странниках, наткнулся в одной статье на фамилию человека, прошедшего «школу Абая», но не попавшего на скамью подсудимых лишь потому, что к той февральской ночи успел собрать вокруг себя «свою школу», состоявшую в основном из одиноких женщин, обделённых мужским вниманием.«Новый Абай» проводил с ними занятия гимнастикой «Тай-Чи», вёл просветительские беседы, цитируя хаотически надёрганные цитаты «из Раджниша», объяснял: просветления можно достигнуть, лишь подчинив себя безраздельно воле Учителя. И они «подчиняли», отдавая ему и душу, и тело. Одна из них, страстно в него поверившая, вела дневник, попавший потом в руки следователя.
Читая его, продираясь сквозь особую терминологию, понимаешь, что Учитель, пресытившись её страстью, не чая от неё избавиться, программировал её самоубийство, последовательно внушая: главная цель просветления — обладание способностью перемещать себя в «тонкий план», становясь «астральным телом», чтобы свободно передвигаться во времени и пространстве. Для этого нужно уйти с работы, прекратить контакты с людьми, с каждым днём уменьшать количество пищи, обращаясь мыслями лишь к Космосу, который ждёт твоего прихода.
Программа удалась: милиция вскрыла её однокомнатную квартиру по заявлению соседей, заподозривших неладное, обнаружив на кухне включённую на малый огонь газовую горелку, пустой холодильник, а под открытой форточкой, на топчане, — ссохшееся, мумифицировавшееся тело хозяйки с лежащим рядом дневником, последние строчки которого выражали надежду на встречу с Учителем в «тонком плане».
Доказать «доведение до самоубийства», опираясь на дневниковые признания, по мнению следователя, было невозможно, так как ни одна из записей прямо не утверждала, что Учитель подталкивал её к смерти. О чём он сам на допросе (в качестве свидетеля) и сказал с высокомерной усмешкой человека, знающего о своей неуязвимости. И дело пришлось закрыть.
— А ведь он убийца, я убеждён в этом, — говорил мне следователь. — Да, конечно, женщина крайне впечатлительная, психически зависимая, как сказали мне психологи — в пограничном состоянии, но на учёте в психдиспансере не была. Общалась же она лишь со своим «Богом», порвав все отношения с когда-то близкими людьми. И этот «Бог» воспользовался её беспомощным состоянием, чтобы ещё раз убедиться в своём могуществе… И — никаких угрызений совести!..
УБИЙСТВЕННОЕ БРАТСТВО
Но самые успешные последователи Абая и Мирзабая появились на постсоветском пространстве в начале 90-х. В Киеве. Оттуда начала своё победное шествие тоталитарная секта «Белое Братство», самая массовая, довольно быстро пустившая свои извилистые побеги почти по всем областным центрам России.Возглавила секту Марина Цвигун, в недавнем прошлом — инструктор райкома комсомола, объявившая себя земным воплощением Бога и взявшая себе новое имя — Мария Дэви. А также её ближайший соратник Юрий Кривоногов, кандидат технических наук, назвавший себя Иоанном Свами. Он, как выяснилось, в 91-м создал в Киеве Институт души Атма, который и переродился впоследствии в «Белое Братство».
Эта пара успешно пользовались теми же приёмами, что и Абай с Мирзабаем: рядились в живописные балахоны, фотографировались в молитвенных позах, распространяли свои изображения с текстами проповедей, составленных по принципу — чем туманнее, тем лучше. По их призыву легковерные сыновья и дочери порывали со своими родителями, продавали дома и квартиры, деньги же отдавали руководителям секты. Затем, одевшись в длинные белые одежды (будучи в командировке в Саратове, я это видел), они шли распродавать сектантские брошюры с невнятно загадочными текстами.
В конце концов создателей секты осудили за мошенничество, но счёт искалеченных судеб уже шёл не на десятки и сотни — на тысячи. «Братство» распалось на группы, существующие сейчас нелегально. Возглавляют их особи, усвоившие приёмы манипуляции чужим сознанием, ослеплённые жаждой власти (пусть негласной, но зато бесконтрольной, ничем и никем не ограниченной!) над другими людьми. Ареал их обитания известен, это в основном областные города. Численность групп — от 20−30 до 100 человек. Группы между собой связаны не всегда. Что происходит в них? Какие неведомые миру драмы и трагедии?
Такого рода псевдорелигиозные секты возникают и под другими названиями — например, скандально известная «АУМ Синрикё», основанная в России заезжими проповедниками, и менее известные секты. Деструктивный, криминальный характер этих объединений, конечно же, тщательно камуфлируется, но жесточайшие расправы с отступниками в конце концов обнажают их суть. Потому что в каждой из них неизбежно зреют драмы, подобные той, которая разыгралась в Вильнюсе в длинную февральскую ночь два десятка лет назад.
Можно ли создателей этих сект, стремящихся к бесконтрольной власти над людьми, назвать всего лишь мошенниками?
ДЕЛО ТРОФИМЧУКА
Власть над людьми — это соблазн, устоять перед которым не помогает даже огласка… Девять лет назад в «Литгазете» (N 10, 12.03.97, «Каторжники доктора Трофимчука») корреспондент «ЛГ» по Сибири Ирина Самахова рассказала историю дипломированного психотерапевта из Новосибирска, собравшего вокруг себя, любимого, рабски обожавшую его группу.Началось с того, что к нему в разное время обратились молодые люди из достаточно благополучных семей, цитирую: «со своими маленькими проблемами: один слегка заикался, другой стеснялся девушек, третья надеялась стать неотразимой при помощи курсов психотренинга. Сейчас их глаза пусты, а речи бессвязны. Девчонки влились в многочисленный отряд жён Трофимчука, ребята как каторжные работают на своего «гуру».
Но эскулап Трофимчук, убедившись в своём могуществе, не ограничился обожанием пациентов. Он со своими подопечными перебрался подальше от взбаламученной новосибирской общественности — в Питер, где и обретался до недавнего времени со своими жёнами.
Между тем в Новосибирске против Трофимчука возбудили уголовное дело.
«Трофимчук Е.А., — говорится в постановлении старшего следователя прокуратуры г. Новосибирска Коломейчука О.А., — используя свои профессиональные знания медицинского работника и длительный опыт работы психотерапевтом, умышленно, в период 1995—1997 гг., на территории Советского района г. Новосибирска, а затем в пос. Сертолово Ленинградской области нанёс тяжкий вред здоровью… (имя пострадавшей редакция опускает, чтобы не причинять лишних травм. — И.Г.), а именно: Трофимчук, влияя на психику (жертвы. — И.Г.), полностью подчинил её себе, увёз в чужой город, где подверг эксплуатации, заставил работать на себя, внушал ненависть к родным и близким, в результате чего у (жертвы) в процессе продолжительного эмоционального контакта с Трофимчуком развилось в апреле 1997 года психическое расстройство в форме: ИНДУЦИРОВАННЫЙ ПСИХОЗ, основным фактором в развитии которого в соответствии с заключением судебно-психиатрической экспертизы послужило лечение (жертвы) у психотерапевта Трофимчука Е.А. в период 1995—1997 годов. Наступление данных последствий квалифицируется в соответствии с заключением областного бюро СМЭ как причинение ТЯЖКОГО ВРЕДА здоровью по признаку — психическое расстройство».
По заданию редакции корреспондент «ЛГ» по Санкт-Петербургу Татьяна Путренко год спустя разыскала в пригороде Питера «общину Трофимчука» («Чёрная дыра», «ЛГ»? 18−19, 14. 05.97) и ужаснулась увиденным.
Оказалось, сотрудники милиции и не предполагали задерживать Трофимчука. Объяснили: нет законного повода. Уголовное дело против него так и не довели до суда. Врачеванием он сейчас не занимается, деньги зарабатывает, по его словам, рыночной торговлей, в Новосибирске же расследование его деятельности затормозилось.
Трофимчук со своей компанией в очередной раз сменил место жительства. Несколько лет он выжидал и, убедившись, что уголовное дело против него окончательно заглохло, нанял адвоката, который обратился в суд… с иском к «ЛГ»! Газета, видите ли, нанесла ущерб его чести и достоинству! Суд, на котором Трофимчук так и не появился, в иске ему отказал. Попутно редакция пыталась выяснить адрес истца-невидимки, чтобы поинтересоваться его нынешним образом жизни, но адвокат был неприступен и адреса нам не дал.
Где оно, то подполье, в котором бывший эскулап Евгений Трофимчук, возможно, продолжает сейчас свои эксперименты с психически зависимыми от него людьми? Не он ли скрывается под псевдонимом «Олег Тор», публикуя зазывную рекламу на свою «магическую» деятельность, калечащую психику внушаемых людей?
БЛУЖДАНИЯ СТРАННИКОВ
Надеюсь, Трофимчука однажды найдут. Но смогут ли осудить — нет, не за мошенничество, эта статья Уголовного кодекса, на мой взгляд, лишь частично отражает его вину, — а за психологическое насилие, за преступную манипуляцию сознанием? Нет таких статей в нашем УК. Нет у нас и юридического термина «секта», в то время как их число, по наблюдениям специалистов, катастрофически множится. А следовательно, нет и запрещённых сект. Это тот пробел в нашем законодательстве, который даёт возможность всякого рода особям с извращённой тягой к порабощению чужого сознания становиться тайными вождями тоталитарных сект.Удивительно, но история гибели Талгата Нигматулина, попавшего в такую секту два десятилетия назад, сейчас оказалась как никогда актуальной. Именно поэтому, как «ЛГ» уже сообщала, актёр театра «Современник» Николай Попков, друживший с Талгатом, написал сценарий и снял фильм «К вам пришёл ангел», в основу которого легла история странников. Этот яркий зрелищный фильм вышел год назад, и теперь всякий раз, когда после его демонстрации, на встречах зрителей со съёмочной группой, возникает разговор о документальной основе фильма, то самая острая тема в обсуждении звучит так: да, конечно, человек сам выбирает свою судьбу. Но неужели государство, его законы, его правоохранительные органы не должны защищать людей от особей, маниакально стремящихся к порабощению чужих душ и чужого сознания?
И в самом деле: может ли государство считать себя правовым, позволяя всевозможным шарлатанам и фанатикам заражать людей фантазиями, калечащими их психику? И надо ли это смертоубийственное занятие считать невинным мошенничеством? Ведь если мы защищаем себя от эпидемий чумы и холеры, то почему бы нам не озаботиться охраной нашего психического здоровья?
ПРИМЕЧАНИЕ ОТДЕЛА «ОБЩЕСТВО»:
«ЛГ» надеется, что читатели не воспримут эту публикацию как истину в последней инстанции. Статья И. Гамаюнова лишь повод для обсуждения проблемы, нуждающейся в комментариях юристов, криминалистов-психологов, педагогов и, разумеется, всех тех, кого тревожит длящаяся невротизация нашего общества, порождающая «Грабовых» и «новых Абаев».
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg332006/Polosy/122.htm