Фонд стратегической культуры | Юрий Рубцов | 09.08.2006 |
Пути решения поставленной задачи — мониторинг научных изданий по военной истории России, издающейся в нашей стране и за рубежом, содействие появлению качественных учебников истории для школ и вузов, добротной кино- и телепродукции.
Что говорить, государству и обществу в лице его творческой элиты давно пора остановить процесс размывания исторического сознания наших соотечественников, которое со времен «перестройки» ведется сонмом издательств, СМИ, кинокомпаний, всякого рода фондов и организаций, выдающих себя за «образовательные», «гуманитарные», «правозащитные».
Первые пристрелки в этой войне идей в виде нашумевшей в 1990 году статьи в журнале «Столица» под эпатирующим заголовком «Поражение советских войск под Москвой» и претендовавших на сенсационность публикаций об Александре Матросове, Зое Космодемьянской, бойцах дивизии генерала И.В. Панфилова были восприняты даже с какой-то оторопью: авторы этих публикаций покушались на то, что было свято для советских людей в течение всех послевоенных десятилетий. Тогда атаки на историческую память были восприняты без должной серьезности, как некая «пена», которая быстро осядет.
Время прошло, но пена не осела. С распадом СССР отдельные попытки произвести вивисекцию нашего прошлого сменились фронтальным наступлением на историческую память народа. Ярким выражением этого стали многомиллионные тиражи книг предателя (Резуна-Суворова), который прямо сформулировал задачу уничтожить память о «войне священной». Кредо предателя разделили десятки журналистов, писателей, кинематографистов, тысячи графоманов. Наступление на историческое сознание русского народа было развернуто по всему фронту.
Это наступление продолжается и сегодня. Специалисты теряются перед мутным потоком «литературы», от которой ломятся стеллажи книжных магазинов, «документальных» и игровых фильмов, заполонивших телеэкраны. Что говорить о неспециалистах, которых последователи Резуна буквально зомбируют? Реванш силой оружия не состоялся, сегодня мы имеем дело с попыткой реванша на поле истории с помощью информационных технологий.
Как показала обстановка вокруг празднования 60-летнего юбилея Победы, информационно-пропагандистские бои развернулись уже на последнем рубеже. Сегодня нас принуждают полностью сдать наши позиции. А именно: признать агрессором не фашистскую Германию, а Советский Союз; согласиться с тем, что не военная машина Гитлера, а кремлевское руководство планомерно уничтожало во время войны советский народ; поверить, что наши полководцы — бездари, способные побеждать врага лишь заваливая его трупами своих солдат, которых гнал в бой страх перед заградительными отрядами и «Смершем»; усвоить, что все в нашей истории было «неправильным» и преступным. От нас требуют праздновать не Великую Победу над нацизмом, а «юбилей» штрафбатов и заградотрядов, депортаций и оккупаций.
Особо тщательной обработке подвергается молодежь. Ситуация усугубляется беспорядком с учебниками, которым несть числа и которые усиливают сумятицу в умах школьников и студентов.
История России, особенно история последних десятилетий, отличается под пером авторов учебников удивительной пестротой. Одни хвалят Горбачева, другие — Ельцина, третьи — Примакова. Для одних современная РФ — шагающая к высотам либеральной демократии молодая и динамично развивающаяся страна, для других — образец неототалитарного государства. Например, в получившем скандальную известность учебнике по новейшей истории для старших классов И. Долуцкого учащимся предлагалось поразмыслить над тем, «является ли Путин диктатором, который управляет полицейским государством», и говорилось об «авторитарном правлении бывшего офицера КГБ».
А разве нормально, когда в учебнике по литературе для 10−11 классов тематика Великой Отечественной войны представлена лишь творчеством И. Бродского и Г. Владимова, героизирующего Власова? Чем не угодили авторам этих учебников Михаил Шолохов и Константин Симонов, Александр Твардовский и Борис Васильев, Юрий Бондарев и Валентин Распутин?
Все эти учебники носят министерский гриф «Рекомендовано», что равнозначно знаку качества. Ситуация заставила вмешаться даже Президента России. На состоявшейся еще в 2004 г. встрече с учеными Российской Академии Наук он высказался в том смысле, что учебники «не должны становиться площадкой для политической и идеологической борьбы».
Формирование исторического сознания общества — это и нравственная, и государственная проблема. Хорошо, что государство приходит к пониманию этого. Кому, как не ему по плечу задача координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации, научных организаций и образовательных учреждений, ветеранских и других общественных объединений, творческих союзов и граждан?
Теперь в оргкомитете «Победа» есть и специальная рабочая группа. Хотя за ней стоит серьезный административный ресурс, генералу М.А. Гарееву и его коллегам не позавидуешь. Многих из них я знаю лично как крупных ученых, патриотов, близко к сердцу принимающих многочисленные факты беззастенчивой, наглой фальсификации нашего исторического прошлого. Трудность в том, что эти люди не всегда соизмеряют и хотят соизмерять себя с «рынком».
За примерами далеко ходить не надо. На одном из заседаний оргкомитета «Победа» обсуждался вопрос о том, как на государственном канале мог быть показан сериал «Штрафбат», проповедующий, что вся страна в годы Отечественной войны одним большим штрафбатом, а лучшими солдатами были штрафники.
Честное слово, лучше бы членам оргкомитета не поднимать этот вопрос. Главный продюсер ВГТРК С. Шумаков, как и положено, объяснил появление «Штрафбата» требованиями рынка. А заместитель руководителя федерального агентства по культуре и кинематографии А. Голутва доложил, что создание фильмов военно-патриотической тематики всегда являлось одним из приоритетов в работе Министерства культуры и массовых коммуникаций, а «Штрафбат» — один из таких фильмов, сделанный на средства госбюджета.
На государственные деньги снят и фильм «Сволочи» (его действие происходит в тренировочном лагере в заснеженных горах Казахстана, где из малолетних преступников, «сволочей», готовят спецгруппу для заброски в немецкий тыл). Сюжет от начала до конца высосан из пальца, создает превратное представление о работе советской разведки, а основная идея та же, что в «Штрафбате», — вся страна была одним большим лагерем.
В 2005—2006 гг. на производство игровых фильмов военно-патриотической тематики государством отпущено 310,5 млн. рублей. Государство заказало также 20 документальных картин, выделив на эти цели еще 18 млн. рублей. Пример со «Штрафбатом», «Московской сагой», «Сволочами» и другими «бестселлерами» настораживает: не получат наши плательщики налогов на свои же деньги очередную идеологическое варево, «отменяющее» и Великую Победу, и самих победителей?
Мы часто повторяем: государство, государственные интересы… И забываем, что государство — это конкретные люди, а за «государственными» интересами часто кроется групповая или личная корысть. Российский политический класс не един. Для одних наше историческое прошлое — предмет гордости, духовная опора, залог преемственности поколений, рычаг возрождения гражданского сознания и государственного мышления. Для других история — утилитарное сырье, используя которое можно лишить народ памяти, сделать его «населением»; это те, кто давно уже, делая вид, что целят в коммунизм, взяли на прицел Россию. Это те, кто сегодня, вооружившись патриотическим лексиконом, распределяют государственные финансы на производство «Сволочей» и «Штрафбатов» или ток-шоу вроде «Культурной революции» М. Швыдкого с его поисками «русского фашизма».
Генерал М.А. Гареев заявил о планах рабочей группы проводить экспертизу учебной литературы, кино- и телепродукции. Хорошие планы. Главное, чтобы кто-то в государстве принимал во внимание и учитывал результаты таких экспертиз. А это самое трудное (и самое маловероятное), ибо речь идет о разделе «пирога». 7,5 млрд. рублей государственных денег только на издание новых учебников! Когда эти деньги надо будет разделить, останется ли место серьезной научной экспертизе в сфере образования и культуры? Удержатся ли научная честность, цензура совести, нравственные тормоза? Или неизвестно, что в стране сложилась издательская мафия, рассматривающая государственный заказ как свой гарантированный доход?
Политическое руководство России стало, наконец, выказывать понимание того, что нигилизм в отношении собственного прошлого есть подрыв государства и разложение гражданского общества. Однако, неоднородность взглядов российской политической и интеллектуальной элиты, историческое невежество многих ее влиятельных представителей, их привычка смотреть на историю как средство достижения политических и иных служебных целей говорят о том, что борьба за историческую память русского народа предстоит долгая и нелегкая.