Русская линия | Игумен Серапион (Митько), Протоиерей Геннадий Батенко | 07.03.2009 |
«Первоначально большевики использовали день 8 марта как знак борьбы за освобождение женщин, которые рассматривались как некая эксплуатируемая группа. Наряду с освобождением женщины от эксплуатации предполагалось освобождение от „условностей“ морали, ее раскрепощение, в том числе и интимное. Впоследствии установившийся советский режим стал воспринимать женщину как одну из важнейших производительных сил общества. Тогда праздник 8 марта стал неким всеобщим женским выходным, крайне ритуализированным праздником, когда мужская половина человечества должна была выказывать покорность и делать всяческие знаки внимания женщинам. При этом сравнительно рано этот праздник в сознании обывателя стал еще и днем весны, но не труда. Днем весны и труда был праздник 1 мая. В настоящее время, конечно же, всякий политический смысл этого праздника утрачен. Женщины обрели равноправие, но это не принесло им никакого счастья. Поэтому, скорее всего, сейчас этот праздник несет в себе некие ностальгические черты по советскому прошлому. Он сохраняется, поскольку общепринятым является представление о женщине как о природном существе, а не духовном. Именно эта природная сторона женского существования всячески подчеркивается в Международный женский день 8 марта, ей воздается почитание в ущерб духовной стороне женской сущности», — полагает отец Серапион.
В свою очередь, председатель Синодального отдела Украинской Православной Церкви Московского Патриархата «Миссия „Церковь и медицина“», настоятель Собора Архистратига Божиего Михаила и Всех Небесных Сил Бесплотных протоиерей Геннадий Батенко считает, что «современные женщины в этот праздник вкладывают не политическую, а духовную подоплеку». «Праздник является неким символом эмансипации. При этом эмансипацию в данном случае не надо рассматривать как политическую, а как некое духовное горделивое начало. Это бунт, это протест против Богом установленной иерархии. Мне кажется, что именно в духовном заключается весь смысл этого неисчезнувшего с исчезнувшей идеологией праздника. Но такой смысл в этот праздник вкладывают не все люди. Некоторые не задумываются над его смыслом, они искренне идут и поздравляют свою маму, жену, дочь. Такие люди особо не углубляются во все те моменты, о которых я сказал. Люди невоцерковленные, как правило, не видят в этом празднике негатива, они рассматривают его как вполне нормальный весенний праздник, пусть даже на улице холодно. Напротив, постящийся человек, который считает себя все-таки христианином, конечно, не будет фанатеть по поводу этого праздника. Он скажет: „прости, дорогая мама (жена), я поздравлю тебя в День Святых Жен-мироносец“», — полагает священник.
«Вообще нельзя взять и однозначно осудить ту часть народа, которая пребывает в данном случае в неком невежестве. Так всегда было. Например, среди израильского народа были вожди, пророки, а были и те, кто ввел народ в невежество, в язычество. Точно также и у нас сейчас происходит. Нецерковный человек, который, может, даже и Бога не отрицает, не всегда разбирается во всех тонкостях этого праздника и не углубляется в его смысл, поэтому он может принимать этот праздник как светлый и добрый, не видя в нем никакой негативной стороны. Празднование этого дня не должно быть обличением кого-то. Когда Господь приведет к пониманию сути этого праздника, человек сам откажется от него со временем. Это происходит у человека по мере духовного взросления. Я бы не делил людей на черных и белых, то есть на тех, кто празднует этот день, и на тех, кто его не празднует. Этого не следует делать», — отметил протоиерей Геннадий Батенко.
Русская линия
http://rusk.ru/st.php?idar=181709
|