Православие.Ru | Схиархимандрит Зосима (Сокур) | 08.08.2006 |
Преподобный Моисей Угрин |
А преподобный Моисей молился, а преподобный Моисей терпел, а преподобный Моисей взывал: «Ко Господу воззвах, и Господь услышит мя». Преподобный Моисей знал: он монах, посвящен Богу, девству, чистоте — и никакого вонючего блуда, да не должно быти. Он был верен Богу. И как чудно он говорил: «Разве кто спасся, когда женщину слушал? Никогда». Женщина Ева только Адама соблазнила, женщина другие соблазны кругом производила в истории Ветхого Завета. Женщину Ирод послушал и убил Иоанна Крестителя. Кругом ваши грехи, бабы, ваши. Внимательно читайте житие и мысли преподобного Моисея.
И как преподобный Моисей терпел: оскопила она его в ярости, что не может им овладеть. Преподобный Моисей едва не умер от потери крови, с палочкой потом всю жизнь ходил, но победил. Как он предсказал этому нечестивому королю польскому смерть преждевременную бесславную, так и этой бабе за нечестие тяжкая смерть ее была, позорная смерть ее была.
А преподобный Моисей, Господь дал, возвратился в Лавру Киево-Печерскую, был великим угодником Божиим, подвизался, победивший беса, и многим братиям помогал, кем обуревал бесовский пламень плотских страстей. И многих спасал от погибели и по своей кончине, когда нетленными мощами он лег в пещеры Киево-Печерской Лавры.
Преподобный Иоанн Многострадальный тоже боролся тяжко. Они и рядышком вместе лежат почти в одном проходе коридора Лаврских пещер. К нему пришел брат, он дал часть от мощей — кость преподобного Моисея: «Приложи к себе, и оставит тебя блудная брань». Очень многим помогал преподобный Моисей — сам искушен, может и искушаемым помощи. Помогал и помогает, кто молится обуреваемый блудной страстью. Часто говорю: «От этого беса блуда никто не гарантирован». Ложные те праведники, лишь только мнимые, по наружности, говорят: «Не-не-не! Мною не обладает». Всеми бес блуда обладает: и схимниками, и патриархами, и митрополитами, и протоиереями, и иереями, и евреями, и мирянами, — всеми обладает бес блуда. Все на этом мытарстве споткнутся. Из вас кто мимо прошел беса блуда? А ну, подними-ка руку хоть один мне. Всех обуревает. «От юности моея мнози борют мя страсти, — вздох, — но Сам мя заступи и спаси Спасе мой». Если не телом мы, душой мучаемся, страдаем. Особенно боюсь, когда детей мы блудом мысленным оскверняем, друг друга мысленно оскверняем, юношей, девушек, взираем с похотью на них и оскверняем. От этого страдают особенно дети, особенно юные существа, от наших гадких, блудных взглядов, помыслов наших. Этого беречься надо. Не причинять муки ближним своим. Преподобный Моисей да будет нам всем примером. Многие приходят в храм не молиться, а на священников, на монахов смотреть. Помню, в Одессе когда я был в монастыре, одна пришла. Боже мой, на что ж она похожа! И кричит: «С генералом была, с адмиралом была, с матросами была, монаха хочу…» Ну, пришлось ее в психдом. С ума сошла она, в буйное отделение поехала после этих мыслей на монахов. И смотрят на монахов вожделенно, на священников вожделенно — это бабья немощь очень большая. Бегают за ними, как ото телки несчастные. Это великий проклятый смертный грех. Вы оскверняете благодать священства, вы этим самым оскверняете похотью своею благодать монашеского пострига — «объятия Отча». Великий смертный грех. Мы идем не на священников смотреть в храм, Богу молиться идем. Предстоим перед ликом святым. А как бес смущает многих на иконы святые, с какой похотью смотрят, на распятие Креста Господня — очень тяжкий грех. Почему об этом всегда вздыхать ежедневно нужно: «Господи! Блуд наш мысленный прости, Господи. Страсти наши, Господи, прости. Мрак наш, мразь нашу внутреннюю прости, Господи!». Каяться всегда нужно, не скрывать этот грех. А содомские разные извращения, о которых постыдно говорить. И преподобный Моисей да поможет нам. «Ой, эта тема стыдная такая, нельзя говорить, чего там за нее говорить». Как же? Эта тема животрепещущая, от этой темы, если мы будем умолкать, мы многие погибнем на мытарствах. Все споткнемся на этом мытарстве, если мы не осознаем, не раскаемся в своей греховности, конечно, будет плохо очень. Так что дай, Господи, нам осознавать немощи свои. Немощи всех борют без исключения. И юность беснуется, и увлечения, и все. Вчера вечером говорил: «Дай, Господи, нам чистоту мыслей таких, видеть в каждом человеке образ и подобие Божие, красоту Божественную видеть, радоваться этой красоте». Именно это духовное ведение красоты, как Достоевский писал, спасет мир. Не какая-то красота простая, а именно духовное ведение красоты. Грязи никогда не чувствовать друг к другу, похоти, совокуплений и прочей нечисти — подальше. Стыдно должно быть подумать. Чувство стыда должно быть постоянно в нас, вот тогда мы победим похоть. Если нам не стыдно будет — мы уже потерянные, мы бесстыжие тогда существа, прости Господи. Преподобный Моисей мог бы сказать: «Что ж, я безвольный, я в плену, я должен исполнять то, что мне повелевают». Ну и что бы, ну был бы простой мужик — поляк, да и все. В польскую веру перекрестили б его, и погибель бы вечная была. А победил мужественно все, в вечность вошел, и нам примером из бессмертия служит. И нам нужно побеждать искушения, не идти на смертные грехи.
Преподобный Амвросий Оптинский так любил весь народ. Он говорил часто: «Братия и сестры, прощаю вам наперед все ваши мелкие грехи. Только не грешите смертными грехами. Блудом особенно не грешите. За эти грехи тяжко придется отвечать и на Суде Божием».
Почему в сегодняшний день со вздохом мы все молимся: «Преподобный Моисей, нас всех, сто процентов здесь стоящих, борют эти страсти. Мучает бес, особенно мысленного блуда, мысленной скверны. Такие извращения, такие гадости, такие видения, такие сны бывают, что ни в сказке сказать, ни пером описать. С такими мыслями друг на друга смотрим. Прости нас. Ты победил, преподобный Моисей, и нам благодатной помощью твоей помоги побеждать, видеть в каждом человеке не мясо, а Божию красоту, образ и подобие Божие, чистоту помыслов, чистоту взглядов и постоянно чистоту стыда». Только лишь грязь какая придет на ум: «Господи милостивый! Да что ж я творю! Прости меня, стыдно даже и подумать». Если будет постоянно чувство стыда, совесть будет тебя обличать в неправоте, значит, будет и исправление. Вразуми нас, преподобне отче Моисее.
И когда кого Господь сподобит побывать в Лавре Киево-Печерской, земной поклон сделай у его гроба. Попроси его помощи, чтобы преподобный Моисей нетленными своими мощами наши страсти, наши немощи, наше беснование плоти исцелил и обновил, и дал нам силы духовные жить в чистоте правде и святости, Богу угодить, и наследовать Царствие Небесное. Аминь.
Таков праздник в сегодняшний день — преподобного Моисея. Всегда им молитесь со вздохом — Иоанну Многострадальному и Моисею Угрину о чистоте своей жизни.
Святошами искусственными нечего быть — «я без страстей», все со страстями, все с пороками, все с немощами. Бесстрастными будем лежать во гробе уже с деревянным крестом. Вот тогда страсти умрут, но начнется новая жизнь, мытарства начнутся. Об этом мы должны рассуждать. Вот тогда все откроется — правда Божия и вся наша неправда человеческая раскроется. Вот об этом помоги, Господи, не бояться, а размышлять, осуждать себя, не самооправдывать свои грехи: «Кто-то меня соблазнил, кто-то до меня дотронулся». Если ты сам не дашь повод, никто тебя не соблазнит. Если ты сам не дашь повод, никто до твоей задницы не дотронется. Так что, от нас все зависит самих, я б сказал бы покруче вам, но я в святой церкви нахожусь. Я думаю, вы поняли меня все. Без слов понятная проповедь.
Прошу, стремитесь к чистоте! Сам борюсь, сам стыжусь, самого обуревают помыслы, никуда от этого я не денусь, сам грешный человек, сам исповедаюсь за каждой литургией вслух в алтаре свои немощи, и учу вас так же, не таить в себе гной этот, мрачным сосудом быть, внутренние скляницы очищать, выворачивать из себя. Но предупреждаю, никогда исповедь не превращайте в порнографические рассказы свои, — это уже мерзость. Факт греха — все ясно священнику. А то, или священники есть опытно слабые, или болящие, может быть, такие обуреваемые, и начинают: «Как?…Куда?…А что?…», — и пошел. Не нужно этой мерзости. Факт греха есть — «Прости, Господи!». Господь все остальное весть. Эти грехи никогда не афишируют, но и вместе с тем, постоянно до гробовой доски борются.
Я вам как-то рассказывал, у нас был один архимандрит в монастыре, в Глинской, почти ж девяносто лет. Мы ему говорим:
— Отец Власий, схиму уже принимай.
— Не могу, меня страсти мучат.
— Господи, девяносто лет — еще у тебя страсти?
— Э, — говорит, — (я тогда еще Савватий был) о. Савватий, ты не знаешь еще, что в старости бывает, как дуреют.
Вот так. А я потом и задумался: ой, Господи, не дай Бог, и это меня ждет такое. Так что, мы не знаем, что и нас ждет в старости, какая дурь, какое искушение. Только лишь надежда на Господа. И молитвами преподобного Моисея и всех преподобных отцев да поможет Господь победить! Всегда молюсь, когда «Отче наш» читаю, — от тяжких непосильных искушений, от тяжких непосильных соблазнов сохрани меня, Господи, в день сей и в дальнейшей жизни моей. Вот так и вы всегда молитесь, просите, чтоб непосильные искушения, которые нам не по силам, проходили мимо нас, чтобы Господь всем нам даровал по силам жизни нашей земной. Аминь.
Сейчас оканчиваем службу Божию, по милости Божией, в нашем храме. Кто был у исповеди, причащаем Святых Христовых Таин. Молебен совершаем, преподобному Моисею помолимся. Акафист очень хороший составленный ему. Кого дюже бес мучит, читайте акафист. Лавра Киево-Печерская выпустила редкие акафисты лаврские, там напечатан акафист преподобному Моисею. Кого бес одолевает, молись, почитай акафист, попроси помощи. Обязательно помощь придет свыше уже, с Небес, по молитвам преподобного Моисея. И тогда пойдете домой отдыхать.
Завтра великий престольный праздник горы Афонской, нашего Пантелеимонова монастыря, память святого великомученика и целителя Пантелеимона. Как живой нас всегда встречает всех в храме нашем святой великомученик Пантелеимон, образ его со святыми мощами.
В субботу Всемилостивый Спас, медовый первый Спас, по милости Божией, или по-народному Маккавеев. Не обозначает это — мак нужно освящать. Это колдуны только этим маком ходят, посыпают и все прочее. Это колдовское дело. Освящаются семена мака, как любое другое: как семена пшеницы, зерно овса, ячменя — и все. И никакого колдовского действа мак не имеет. Это только люди в погибель колдуют себе, мак носят, себе в карманы сыплют, в борщ сыплют.
Еще суеверие. Мужик не хочет ничего, не признает, а она ему воду подливает в борщ, в суп, толкет эту просфорку, куда-то сует ему. Не мечите бисера свиньям под ноги, они его потопчут. Не понимает человек, не признает — нечего святыню давать человеку. Придет время, когда Бог его по молитвам нашим призовет к вере, он сам попросит и водички святой, и просфорочки, и крестик. Насильно вешать кресты не нужно, чтоб не срывали, не кощунствовали. Не надо. Помните, насилие — грех. Никогда насилия не делайте, а молитесь за всех несчастных, чтоб их Господь призвал, чтоб они сами одели эти кресты, сами стремились к покаянию, сами попросили святой водички и святой просфорки. Никогда, ни в чем никого не насилуйте, насильно не тащите в храмы Божии мужиков, баб своих и прочее. Это все — грех, плохо это. Так что, имейте в виду, помните, насилие — грех.
Все рассказал, все объяснил я вам во славу Божию. Помогай Господи мудро, терпеливо нести свой крест, постоянно иметь духовное рассуждение. И, если ты чувствуешь, что ты в тяжесть другим людям становишься, значит, ты не прав. Зациклится в чем-то: «Я спасаюсь, а остальные погибают», — все, это уже первая погибшая душа такая. Зациклится, ходит-лыбится в ложной святости своей. Это уже погибший человек, с таким нечего и общаться. От него «уйди от зла и сотвори благо» от этого человека, это духовно заразный, больной человек.
Лик светел, чист, и ты постоянно должен быть нужным людям стремиться. Если ты тяжестью становишься для людей — плохо, ты уже тяжело духовно больной человек.
Все объяснил, все рассказал я вам. Вопросы, какие есть ко мне?
— Можно ли закрывать глаза, когда молишься?
— Ну, а чего ж. На то ж они и глаза, чтоб открывать да закрывать. Я тоже бывает закрою глаза, и молюсь с закрытыми глазами, чтоб не рассеиваться мыслями. А то глазами то-то, то-то посмотришь, оно же знаешь — глаза есть глаза. Вот так, а чего ж. Но все время с закрытыми не надо глазами, а то заснешь.
Произнесена 08.08.1999 г.
http://www.pravoslavie.ru/put/60 808 100 059