Православная газета г. Екатеринбург | Протоиерей Сергий Вогулкин | 08.08.2006 |
— Это действительно так, потому что с уничтожения Царской Семьи началось уничтожение православных семей, а православная семья — одна из самых крепких в мире семей, ее разрушить было практически невозможно. До революции количество разводов составляло 5%, это были единичные случаи. И эта крепкая семья совершенно не годилась для советского строя. После расстрела Царской Семьи началось уничтожение православных семей в России, потому что советской власти нужны были «винтики, шпунтики, шестереночки», которые крутятся в этой машине, а таких людей — полу-рабов не рождали православные семьи.
С этого времени и началось огромное бедствие для православной семьи, была разрушена сама основа православной семьи, а основа любой семьи, цель и смысл — это рождение и воспитание детей. Государство, разрушая православную семью, взяло ее роль на себя. Мы помним, что первыми декретами советской власти женщина была уравнена в правах с мужчиной. Ей дали мужскую работу, она встала за станок, села за трактор, и это привело к тому, что женщина стала героиней труда. Это, в конце концов, и разрушило семью, потому что основная забота женщины — семья, воспитание детей. А кто еще будет воспитывать ее детей, если не она сама?! У мужчины другая роль. Мужчина в семье — это социализирующий фактор, т. е. это защитник, человек, который обеспечивает свою семью. Мужчина управляет всеми внешними проявлениями семьи, он выводит детей в мир — вот основная роль мужчины. А роль женщины — это любовь, мир, умиротворение внутри семьи, воспитание маленьких детей, девочек — будущих матерей. Такое нормальное разделение труда было характерно для православной семьи. И это были многодетные, очень прочные, хорошие семьи.
С расстрела Царской Семьи началось физическое, духовное и политическое уничтожение российских семей. То, что мы имеем сейчас — результат десятилетий разрушительной работы. Мы испытываем вину за убийство Царской Семьи, мы приносим покаяние, говорим о том, что надо возродить наши потерянные корни, надо соединить нашу историю воедино, говорим о преемственности, — но почему-то забываем о том, что преемственность на примере Царской Семьи должна быть и в семейных отношениях. Мы должны всеми нашими силами возрождать те отношения, которые были в Царской Семье, потому что это была действительно замечательная семья. Недаром современники и те люди, которые знали эту семью, называли ее Святой еще до того, как она была уничтожена.
— Батюшка, мне хотелось бы, чтобы Вы поделились именно своими знаниями о Царской Семье, что Вас лично трогает в этих взаимоотношениях.
— Сейчас мы связываем именно с семьей будущее нашей России. Во всех наших научных изысканиях, находках есть некий идеал семьи. Это действительно семья, которая способна выполнить все свои функции, и этих функций очень много. Так вот, если мы возьмем этот идеал, который мы стремимся достичь в наше время, и сопоставим с Царской Семьей, то оказывается, что идеал уже был воплощен. Мы видим Царя, который был замечательным отцом, нежным, любящим и действительно ответственным за семью, тем человеком, который в семье внушал всем доверие. Ведь недаром его дети были с ним откровенны точно так же, как и с матерью. Они во всем ему признавались, все ему рассказывали, и он давал им мудрые советы, как и полагается это делать отцу. Излишне он никогда их не баловал, приучал к труду. И дочери, и сын выполняли достаточно серьезные работы по дому, особенно это появилось во время их изгнания, когда они были уже в заключении. Дети с удовольствием кололи дрова, расчищали дорожки и т. д. Надо сказать, что это была очень строгая семья, несмотря на свое высокое положение. Все поражались скромности этой семьи в пище, одежде, отношениях между ними. Они никогда не кичились своим положением. Дети никогда не появлялись без крайней необходимости на каких-то встречах, собраниях и очень переживали, когда к ним обращались напыщенно, — пример отца и матери в этом отношении был очень ценен для детей. Воспитание детей отличалось необыкновенным патриотизмом, любовью к Родине. Они с детства воспитывались в таком духе, что должны все свои силы отдать на благо Родине. То есть то, что мы сейчас в наших детях не видим, то, о чем сейчас не говорится, было стержнем воспитания в Царской Семье. И мы знаем, что во время Первой мировой войны пища Царской Семьи была скромной, они не позволяли себе новых костюмов, платьев, и единственные платья, которые были сшиты дочерям, — это платья сестер милосердия. Великие Княжны с большим трепетом и переживанием готовились к экзамену на сестру милосердия. Выдержав экзамен, они шли в лазарет, госпиталь и оказывали реальную помощь. Татьяна была операционной сестрой, а ее сестры ухаживали за больными, убирали в палатах, совершали обычные дела милосердия и своей скромностью, любовью, необыкновенным доброжелательством поражали всех, кто был рядом с ними. Александра Феодоровна посещала больных туберкулезом, и когда по каким-то причинам она не могла посещать больных, то отправляла своих дочерей. Когда ей говорили, что это страшно опасно, она отвечала: «Все в воле Божией. Дети должны знать не только положительную, но и отрицательную сторону этой жизни». Поэтому они никогда не гнушались помогать самым бедным и несчастным. Царевна Ольга свои первые наличные деньги отдала на лечение больного хромого мальчика: она много наблюдала за тем, как он страдал, и знала, что у его родителей не было денег на лечение.
Николай Второй и Александра Феодоровна полностью воплотили идеал венчанной пары, — это была действительно единая плоть, единый дух, это возвышало семью. Мы знаем, что Венчание придает особое звучание семейным отношениям: люди соединены не только здесь, на земле, но и за пределами земными, в бесконечной жизни. При Венчании в семью дается ангел-хранитель, а это очень важно. Я прочитал много о жизни Царской Семьи и не нахожу ни одного отрицательного момента. И может, это уже второе распятие, только распятие не Христа, а Семьи, и может, оно должно было случиться, чтобы мы поняли всю ценность этих отношений и сейчас стремились их воплотить, — это очень трудно, сложно, но необходимо. Без этого не будет возрождения России. Россия — это огромное число православных семей. И если мы сейчас останемся на том же уровне семейных отношений, которые у нас сложились после революции, то в воспитании детей мы нанесем огромный ущерб.
Как воспитывались дети в Царской Семье? Родители очень внимательно следили за выбором друзей. Друзьями Царевича и Великих Княжон не были дети из каких-то высокопоставленных семей, нет, это были простые дети из среднего класса, но родители знали, что эти дети доброжелательные, лишенные дурных привычек. Очень ограниченный был круг общения у царских детей, с тем, чтобы дурное влияние к ним не проникало. Родители сами выбирали книги для чтения детей и вместе с ними читали, — а это огромное воздействие оказывает на ребенка, когда родители читают с детьми. Я помню из своего детства, когда бабушка, дедушка, кто-то из родителей читали мне. А потом я им читал, — это до сих пор оставило во мне радостные воспоминания.
Надо сказать еще о необыкновенной скромности, которую прививали Николай Александрович и Александра Феодоровна своим детям. Сейчас ее многим не хватает: дети не умеют себя ограничивать, жить скромно, какие-то деньги, средства отдавать людям, которые более нуждаются. Раньше была традиция — отдавать так называемую десятину церковную, которая шла не только на строительство храмов, но и на строительство богаделен, больниц, на помощь бедным.
То, что советская власть уничтожила, выбила основной смысл семьи — ужасно. Мы знаем, что люди физически уничтожались, целые казацкие деревни, поселения были расстреляны, многие мужчины без всякого повода арестованы, сосланы, убиты. Это все было направлено против семьи. Государство воспитывало детей с трехмесячного возраста (декретный отпуск давался на три месяца), родители вынуждены были отдавать совсем маленького ребенка в ясли и не видели его целыми днями; потом — в детский сад; а помимо школьных уроков — еще и школьная продленка. Родители встречались со своими детьми по субботам и воскресеньям, а летом — пионерский лагерь на три месяца, где дети со знаменем маршировали под барабаны. Использовались все виды извлечения ребенка из семьи, лишение его родительской опеки и внимания.
— Батюшка, хочется остановиться на личности Наследника — Царевиче Алексие. Мы понимаем, насколько велик интерес иностранцев, написаны даже книги о том, что из себя представлял этот мальчик.
— Это был совершенно необыкновенный ребенок. Страдалец. Мы прекрасно знаем, что такое гемофилия — любая травма, царапина, которая в детском возрасте нормальное явление, могли привести к смертельному исходу: открывалось кровотечение, которое остановить было почти невозможно. И уже в раннем возрасте этот ребенок перенес столько страданий, сколько человек, быть может, за всю свою жизнь не переносит: страдания у такого рода больных очень велики. И, несмотря на это, Алексей сохранял совершенную открытость, доверчивость, проявлял необыкновенную любовь, внимание к самым простым людям. Он с большим удовольствием играл с детьми слуг. Это был добрый, хороший и милый ребенок. В первые годы его жизни, чтобы оградить от случайностей, к Царевичу были приставлены три дядьки, которые носили его на руках. Но потом один преподаватель посоветовал дать Наследнику большую свободу, чтобы ребенок мог сам решать свои проблемы, которых у него было больше, чем у других детей, и родители мужественно на это пошли после серьезного разговора с Алексеем. Царевич был очень рад свободе и, несмотря на свой еще малый возраст, проявил необыкновенную силу воли: он знал, что многие вещи ему делать нельзя, потому что может погибнуть и этим огорчить своих родителей. Он не боялся смерти, он боялся огорчить своих родителей. Он обожал своего отца, во всем старался на него походить. Говоря о скромности Царевича, можно отметить, что когда он с отцом приезжал на фронт, то надевал обычную солдатскую шинельку и ничем не отличался от солдатских детей, и все поражались этому обстоятельству. И в то же время, Алексей старался постоянно находиться с отцом, он понимал, что Николай II временную разлуку с семьей очень тяжело переносил, и своим присутствием сын старался облегчить эту ситуацию. Такое стремление хорошо характеризует Царевича Алексия.
— Батюшка, хотелось бы услышать Ваше мнение о Распутине, его отношении с Царской Семьей. Николай II и Александра Феодоровна такие верующие, а допустили нечестивое поведение в своем дворце, подчинились этому человеку.
— Вопрос этот очень сложный исторически и политически. Дело в том, что для либералов, которые окружали и предали Царскую Семью, было ненавистно все окружение Семьи. Цель была одна — дискредитировать Царя и его семью. Мы прекрасно знаем, как переделывали историю во времена советской власти, как ее переделывали либералы, и мы слишком мало знаем правды. Мы знаем, сколько гадостей говорили о Царе, сколько клеветы написано на Царскую Семью. Но к чистому человеку ничего не липнет, он остается светлым, высоким, даже если его обливают грязью. А те, кто обливал, сами в ней оказывались. Я думаю, что этот вопрос требует очень большого изучения.
— Отец Сергий, люди, которые не понимают значения Царской Семьи, ищут постоянно грязи во всем, в том числе и в Православии, они ищут фактов, достоверностей. Почему все это нужно было, как здесь действует дьявол, как он разрушает Церковь, страну, взаимоотношения между людьми? Для чего нужна нечистота вокруг чистых людей?
— Преподобный Серафим Саровский, предвидя, что должно было случиться с нашим Царем, написал ему завещание, и Царь, прочитав его, расплакался и сказал: «И все-таки я готов всем пожертвовать ради России». Все, что случилось — это козни дьявола через людей, которые оказались в этот момент в полном подчинении у него. Существует очень большая опасность, что мы будем продолжать находиться в этих руках. А мы знаем, что православный человек со своим нательным крестом может выйти против дьявола и победить. Мне хотелось бы, чтобы все, кто имеет нательный православный крест, взяли его в руки и вышли против дьявола, — тогда ему точно не устоять. И я думаю, что это должно проявляться не только в наших добрых делах, но и в нашем мировоззрении, которое включает и воззрение на нашу семью. Как мы будем смотреть на нашу семью, как мы ее будем создавать, как мы будем ее удерживать, воплощать веление Божие о семье, так и будем жить.
Беседовала Полина Митрофанова