Русская линия | Роман Багдасаров | 26.02.2009 |
Выставка «Евангельский проект» московских художников Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой, иллюстрирующая посредством фотографий новостных лент текст Священного Писания, открывается в здании Речного вокзала, сообщает еженедельная деловая газета «Пермский обозреватель». В пространстве Речного вокзала, который в 2008 году стал Пермским музеем современного искусства, будет показана полная версия проекта, который был частично представлен в рамках некоммерческой программы ярмарки «АРТ Москва-08». «Авторы характеризуют свои изображения как „современные фрески, которые можно свернуть в рулон“, а жанр проекта как „медийный монументализм“. В экспозиции представлены работы, основанные на современных фотографиях новостных лент и интернета. Новое значение репортажным изображениям придают цитаты из Евангелия, являющиеся частью произведений», — отмечается в пресс-релизе кураторов выставки. Проект Тимофеевой и Врубеля станет второй крупной выставкой на базе музея. Первый проект «Русское бедное», курируемый также Маратом Гельманом, стал основой коллекции музея.
«Почему стала возможна эта выставка в Перми? Не потому, что Гордеев и Чиркунов являются такими же кощунниками, как Гельман и Врубель. У них просто есть искреннее желание поддержать современные, актуальные тенденции в искусстве. Не удивительно, что они поручают организовать выставку известному московского галеристу. Но известность и компетентность Гельмана сильно преувеличены, по большей части они раздуты им самим. Создать образ успешного галериста для бывшего замдиректора ОРТ достаточно просто, Гельман находится в заведомо выигрышном положении по сравнению со многими своими конкурентами. Гордеев и Чиркунов, не разбираясь в современном искусстве, не понимая всей серьезности затрагиваемых тем, будучи далекими от сферы искусства, фактически идут на поводу у таких недобросовестных кураторов, как Гельман. Конечно же, такие вещи происходят из-за неопределенности государственной политики в области современного изобразительного искусства. У нас дают широкую дорогу новым иконоборческим и десакрализаторским тенденциям, которые существуют в современном искусстве, при этом, очень редко поддерживают людей, занимающиеся в современном искусстве чем-то противоположным. Эту тенденцию активно поддерживают антицерковно и антихристиански настроенные арт-критики, которые громко возмущаются, когда поддерживают таких художников. Они не хотят видеть серьезного отношения к христианству», — отмечает Роман Багдасаров.
«Говоря о тенденциях современного искусства, важно напомнить содержание двух заповедей, — продолжил координатор арт-проекта инициативы „Декалог — XXI“. — Во-первых, заповедь „Помни день субботний“. Мы интерпретируем ее так, что в жизни общества должно присутствовать сакральное измерение и должны присутствовать четкие критерии добра и зла. Эта заповедь применительно к области искусства теснейшим образом связана со второй заповедью — „Не сотвори себе кумира“, которую мы интерпретируем как защиту традиционных духовно-нравственных ценностей, что должно быть высшим приоритетом в деятельности государства. Если мы посмотрим на ситуацию в области культуры, особенно в области изобразительного искусства, которая была в XX веке, то истекший век можно назвать новой эпохой иконоборчества. В это время стали развиваться такие виды живописи (абстракционизм, концептуализм и другие модернистские течения), которые игнорируют идеал человеческой красоты, сформированный классикой, более того, всю иную живопись они постарались сместить на периферию общественного внимания. К сожалению, эти процессы в полной мере затронули и нашу культуру, особенно после перестройки, когда государство потеряло интерес к созданию большого государственнического изобразительного стиля и к поддержанию связей с предыдущими эпохами развития русского искусства».
По словам культуролога, современное российское искусство «было отдано на откуп людям, у которых, мягко говоря, было не все в порядке с нравственностью и с моральными представлениями». «Это бунтари, у которых еще в 70-е годы сформировался протестный дух. Им говорили, что в СССР секса нет, они говорили, что есть. И когда наконец-то появилась возможность самовыражаться и делать все, то тогда секс и скандалезное самовыражение были поставлены ими во главу угла. Основной формой привлечения внимания к их проектам стал скандал и попрание общественных, религиозных и нравственных норм. На этом они себя пиарят, и, к сожалению, у них нет других способов привлекать внимание к своим арт-проектам, хотя часто среди них есть не бесталанные художники. Того же, Дмитрия Врубеля, которого использует Марат Гельман в своем проекте, нельзя назвать бесталанным художником, у него есть определенные удачные моменты, но в „Евангельском проекте“ была использована классическая схема привлечения внимания через насмешку над традиционным прочтением евангельских тем. Сейчас уже жители города Перми могут видеть на фасаде здания Музея современного искусства огромный баннер, растянутый на весь фасад, на котором показаны двое криминализованных подростков, у которых нет половины зубов и которые красноречиво изображают улыбку, радуясь чему-то своему, подростково-криминальному. И под этим баннером приведена цитата из Евангелия: „И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает“. Причем надпись сделана с ошибками, потому что подход Гельмана и Врубеля к евангельским текстам очень неаккуратный, например „Меня“ написано с маленькой буквы, хотя прямая речь идет от лица Иисуса Христа. Они тем самым показывают, что евангельский текст им, как сейчас принято говорить, „параллелен“, что им важнее самовыражение, для которого все средства хороши».
Р.Багдасаров привел другой пример кощунства. На выставке есть картина, на которой малолетний наркоман делает себе укол в вену, а рядом надпись «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие». «К чему эта надпись? К тому, что наркотические вещества приводят в Царствие Небесное? И поэтому мы не должны препятствовать детям принимать наркотики? При всем желании истолковать эти изображения, которые делает Врубель, иначе, чем кощунство и скрытая насмешка, очень трудно», — уверен эксперт.
При этом координатор арт-проекта инициативы «Декалог — XXI» считает, что сама концепция этой выставки не так уж и плоха. «Выставка, которая в первый раз была показана в Москве в мае прошлого года, подверглась справедливой критике. Ее концепция расходится с тем, что получилось. Но куратор и художник, видимо, посчитали, что их творение совершенное, и не пожелали прислушаться к критике специалистов. Хотя сама по себе задумка выставки неплохая, она исходит из того, что Евангелие можно интерпретировать как хорошую новость и, соответственно, можно соотнести ежедневные чтения Евангелия, положенные согласно церковным правилам, с новостной лентой и с теми изображениями, которые возникают на барабанах новостных агентств каждый день. Это задумка интересная, она имеет право на существование, но возникает вопрос, как это интерпретировать. При серьезном анализе выясняется, что концепция проекта невыдержанная, потому что в ней не говорится о том, какой конкретно берется день чтения Евангелия и на какой конкретный день берется новость. Половина изображений имеет отношение ни к новостным агентствам, а скорее к сайту, где выставлены фотографии социального мира нашей молодежи, которые имеют право на существование, но никак не соотносятся с концепцией этой выставки», — отметил Р.Багдасаров.
Культуролог обратил внимание, что Врубель использует в основном материалы агентства Рейтер, которое «дает особую, понятную русофобски и антитрадиционно настроенному западному обывателю картинку мира». «Если взять картинки с этого агентства о нашей стране, то мы увидим очень неприглядную картину: это либо криминальное дно, либо странные персонажи, подобранные тенденциозно. Это именно та картинка российской жизни, которую с большим удовольствием будет транслировать Рейтер и все СМИ, заинтересованные в создании монструозного образа современной России. В случае с выставкой „Евангельский проект“ мы видим некую антииконографию, то есть Гельман и Врубель стремятся понравиться каким-то западным кураторам и, видимо, выдать то, что от них, как они считают, там ждут. Но на самом деле отношение к России и к сакральной теме на Западе гораздо тоньше», — полагает координатор арт-проекта инициативы «Декалог — XXI» Роман Багдасаров.
Русская линия
http://rusk.ru/st.php?idar=181540
|