Труд | Валерий Коновалов | 08.08.2006 |
А он их почему-то не слушает. Вот только за последнее время побывал на Валааме, в Сарове, в Муроме и только что — в Мордовии. Да к тому же во время своих путешествий еще и совершает богослужения, а это ведь немалые физические нагрузки, которые тоже, по мнению медиков, нежелательны для Патриарха.
Зачем ему это? Почему не бережет себя, хотя к врачам относится весьма уважительно?
Как-то мы беседовали об этом со Святейшим. И то, что он сказал, для многих может показаться удивительным. Церковные многочасовые службы, по словам Патриарха, не только не утомляют его, но, наоборот, придают сил. Так что нарушение медицинских рекомендаций в этом случае оказывается, кроме прочего, и заботой о здоровье — своеобразной, но проверенной временем и личным опытом.
Ближайшие сотрудники Алексия II подтверждают: после длительных богослужений он действительно даже внешне преображается — как будто молодеет.
Не только он. Для воцерковленных людей тут нет ничего удивительного. Многие из них хорошо знают, что такое потребность в регулярном богослужении, в причастии, в прикосновении к святыням. Да и многочисленные поездки Патриарха по епархиям и святым местам объясняются не только тем, что он глава Русской церкви, но и тем, что он — просто верующий, которому необходимо живое общение со святыми и святынями.
Однако сегодня среди тех, кто называет себя православными, все популярнее другой подход к церковным обрядам. Жизнь становится более комфортной, вот и веру хочется модернизировать, приспособить к новым темпам и возможностям. Тратить время на многочасовые церковные бдения или очереди к святым мощам представляется весьма неэффективным. Это для тех, кто не умеет правильно организовать дело.
А правильно, по мнению «умелых», так. Найти нужные связи, зайти со служебного входа, приложиться куда следует, свечку поставить кому надо, поклониться как полагается, перекреститься справа налево и — обратным маршрутом к другим делам, почти не выбиваясь из своего напряженного графика.
Впрочем, если совсем уж по-современному, то можно будто бы даже еще быстрее и комфортнее общаться с Богом. Для этого предлагают разнообразные технические средства: мобильную связь, интернет. То и дело в последнее время появляются сообщения о подобного рода нововведениях, которые, впрочем, не от Церкви исходят, а от различных «модернизаторов», готовых реформировать все что угодно — от коммунальной до церковной службы.
Вот совсем недавно в Новосибирске создали в интернете специальный молельный сайт. На него может зайти любой желающий, кликнуть мышкой нужную икону и под музыку помолиться виртуальному образу. Новая возможность вызвала немалое смущение среди местных прихожан: позволительна ли такая молитва, будет ли она спасительной для души? Многие из них обращались с этими вопросами к настоятелю собора Александра Невского, известному новосибирскому миссионеру Александру Новопашину. Для него эта проблема не нова.
— Современное общество живет настолько стремительной жизнью, что у людей ни на что не хватает времени, — рассказывал протоиерей Александр Новопашин. — Поэтому такими заманчивыми и кажутся для них обещания при минимальных затратах получить максимальный эффект: к примеру, «похудеть за пять дней» или выучить «английский за месяц». Именно так выглядит и предложение помолиться на сайте: дешево и сердито. А то, что, по сути, это есть не что иное, как заранее обреченное на провал предложение зайти в Царствие Небесное «с черного хода», никому из них и в голову не приходит.
Как справедливо объяснял прихожанам священник, религия — это живая связь человека с Богом, а здесь человека лишают живого Богообщения, истинные ценности подменяют виртуальными игрушками.
— Молясь в виртуальном пространстве, можно рассчитывать только на виртуальное спасение, — предупредил отец Александр свою паству, как, впрочем, и других желающих попасть в рай «с черного хода».
|