Накануне.ru | Алексей Остапов | 07.08.2006 |
Между тем, как выяснилось, другие мировые религии к таким ограничениям не призывают. Так, например, в иудаизме фактически нет запрета на любую коммерческую деятельность, если она разрешена законом. Правда, есть запрет на ростовщичество.
«Так, например, в иудаизме есть запрет давать деньги под проценты, — сообщил Накануне.RU представитель Федерации еврейских общин России (ФЕОР), — В России каких-то однозначных запретов на какие-то виды деятельности нет, а вот в той же Америке, скажем, я знаю некоторые банки, которые живут по этому принципу, и в них практически не выдаются кредиты — основу прибыли составляют доходы от инвестиционной деятельности».
Немного сложно увязать такую ситуацию с тем, что происходило в истории, когда одним из главных доходов еврейских общин было как раз ростовщичество, но, как известно, жизнь в изгнании не всегда способствует сохранению традиций. Тем не менее, сейчас какие-то нормы вновь соблюдаются. Но… с определенными нюансами.
«Если еврей будет заниматься фермерством, то вполне возможно, что где-то в его хозяйстве будут и свиньи, — рассуждает представитель ФЕОР, — Но это не страшно, потому что, скорее всего, если он — человек верующий, то ухаживать непосредственно за этими животными будет не он, а наемный работник другой национальности и вероисповедания «.
На этом фоне наиболее невнятными оказываются позиции христиан. В данном случае мы будем рассматривать два основных течения — православие и католичество. Протестантизм исключен не случайно — во-первых, у протестантов на данный момент нет единой структуры, это, скорее, собирательный образ, а во-вторых, каких-то запретов на любую деятельность у них нет, если нет запрета в светских законах. Такая тенденция в протестантизме, кстати, прослеживается и в социальной жизни — именно они считают допустимыми, скажем, однополые браки.
Начать рассматривать христианство, наверное, стоит с православия — все же оно нам гораздо ближе.
«На самом деле в православии нет каких-то особых запретов или рекомендаций, — сообщил Накануне.RU представитель Московского Патриархата, — Любой труд уважаем. Но, конечно, недопустимо зарабатывать деньги на эксплуатации порока — алкоголизме, разврате и тому подобном».
Между тем очень сложно отличить добро от зла, в том числе и в церковной традиции. Так, например, есть заповедь «не убий». Убийство считается смертным грехом, но… Здесь на сцену выходит такое явление, как «Священная война», вполне церковью допустимая. В итоге запретными оказываются только те отрасли, которые либо запрещены по светскому законодательству — наркоторговля и тому подобное, либо те, которые открыто ведут к эксплуатации порока.
Примерно той же позиции придерживаются и католики. Так, например, церковь не запрещает верующим работать на производстве оружия.
«Понимаете, тот же танк, например, может служить орудием и агрессии, и защиты, — рассказал Накануне.RU настоятель римско-католического прихода Святой Анны отец Георгий, — Если мой прихожанин скажет, что ему для того, чтобы прокормить семью приходится работать на танковом заводе, то я не стану ему этого однозначно запрещать. Да, я посоветую ему посмотреть, есть ли другие возможности и вакансии, но еще раз хочу сказать, что есть войны, так сказать, разрешенные, защитные. Другое дело, если прихожанин пойдет работать, скажем, продавцом в ту же сеть секс-шопов. Это прямая эксплуатация человеческой похоти, а зарабатывать на человеческих пороках недопустимо».
Да, на данный момент большинство стран мира являются светскими, в которых церковь отделена от государства. Об оправданности такой политики поговорим позже. Сейчас хотелось бы обратить внимание, а насколько она отделена на самом деле?
В той же России, где традиционно было сильно православие, сейчас идет активная экспансия ислама. Так, например, стоит вспомнить конкурс «Краса России», на котором из-за участницы-чеченки был отменен выход участниц в купальниках, мол, не по-мусульмански это — голыми на людях показываться. С одной стороны: в конкурсе были свои правила, о них всем было прекрасно известно, и если они чем-то не устраивали — то можно было бы в нем и не участвовать. Однако, геополитическая ситуация повернула все по-иному. Участие девушки от Чечни в этом конкурсе для власти явилось своеобразной победой и демонстрацией сразу двух вещей. Во-первых, мол, «посмотрите, как у нас в Чечне все хорошо — даже конкурсы красоты проходят», а во-вторых идет подтверждение статуса Чечни как неотъемлемой части России — мол, «их представительница в российском конкурсе участие принимает, так какое ж тут отделение?» Ну, а то, что чеченцы в такой ситуации оказались правовернее Мухаммеда, как говорится, издержки производства. Кстати, участницы международных конкурсов красоты от исконно мусульманских арабских стран нисколько не стесняются выйти на сцену в бикини — что-то не припомню я, чтобы «Мисс Вселенная» проходила без этого конкурса из-за того, что это противоречит убеждениям «Мисс Саудовская Аравия», или «Мисс ОАЭ».
В общем же можно отметить, что на самом деле, шаг ислама в экономику стал очередным шагом в светскую жизнь людей. И не только со стороны мусульман, но со стороны религии в целом. Просто ислам, как более молодая религия, более активна и первой пробивает новые дороги.
Вполне возможно, что скоро появится «христианский» и «кошерный» список компаний и бизнесов.
Единственный точный прогноз, который можно дать на данный момент — это однозначное развитие присутствия религии в экономике, а значит — и в социуме в целом. Соответственно, уже скоро появятся и очередные правозащитнички, кричащие «опять попы (раввины, муллы) лезут не в свое дело». Со своей точки зрения, конечно, они правы. Вот только кто сказал, что их точка зрения верна?
Практически в любой религии есть и «экономическая», и «социальная» части. Очевидно, что секуляризация в сегодняшнем обществе ни к чему хорошему не приводит — это абсолютно наглядно показывает пример как современной Европы, так и России. Да, церковь была отделена от государства в России еще в 1917 году, однако тогда на смену идеалам православия пришли идеалы коммунизма. Человек не оставался без системы ценностей. На данный момент этого не хватает, и что мы видим? Вопрос риторический.
Таким образом, проникновение религии в экономику, скорее, благо, чем вред. Так же, как и в социальной жизни. Светских законов для гармоничного развития общества явно недостаточно для ни в плане социальном, ни в плане экономики. Известно, что законы, принимаемые политиками не так уж и совершенны, и практически все стараются их обойти. Именно их нишу и призваны заполнить законы религиозные — вера, по своей сути, явление иррациональное, и базируется именно на том, что для каких-то вещей не требуется доказательства именно потому, что он в них верует. А если бизнесмен будет знать, что за пропаганду разврата или любого другого порока его покарают свыше, а тем более — если он на этом пороке будет зарабатывать, если прежде, чем принять решение об открытии нового бизнеса, человек задумается, а насолько он соответсвует религиозным ценностям, то это вполне может со временем привести к оздоровлению современного общества в целом.