Русская линия | Борис Виноградов | 21.02.2009 |
Согласно данным этого опроса, опубликованным на официальном сайте ВЦИОМ, каждый второй россиянин (50%) уверен: найти работу выпускнику ВУЗа удается лишь с большим трудом. Еще четверть наших сограждан (24%) полагают, что трудоустроиться человеку, только что получившему диплом о высшем образовании, практически невозможно. 12% считают, что работу найти можно, приложив небольшие усилия. Лишь 2% убеждены, что выпускник ВУЗа легко может трудоустроиться. 13% затруднились ответить. О том, что найти работу после окончания ВУЗа практически невозможно, наиболее склонны сообщать респонденты, которые сами являются студентами (25%), и практически в равной степени те, у кого в семье есть учащиеся ВУЗов (24%), и те, чьи дети или внуки не планируют получать высшее образование (25%). Россияне, чьи дети или внуки уже являются студентами или же собираются ими стать (по 58%) чаще остальных высказывают убеждение, что найти работу после окончания ВУЗа можно, но с большим трудом. В том, что поиск работы после окончания высшего учебного заведения составит небольшие усилия, чаще уверены те, кто являются студентами (19%).
Москвичи и петербуржцы наиболее склонны утверждать, что найти работу после окончания ВУЗа практически невозможно (28%). С ними чаще солидарны россияне со средним (26%), а также высшим или неполным высшим образованием (26%). В том, что трудоустроиться можно, но с большим трудом, чаще уверены селяне (59%), 45−59-летние (55%) и обладатели диплома о среднем специальном образовании (54%). Жители средних городов (16%), 18−24 летние (17%) и россияне с высшим или неполным высшим образованием (15%) наиболее склонны демонстрировать убежденность в том, что после окончания ВУЗа найти работу можно, приложив небольшие усилия.
Пессимизм в отношении успеха трудоустройства после окончания ВУЗа возрастает среди россиян с низкой самооценкой материального положения. Россияне с высокой и средней самооценкой материального положения наиболее склонны сообщать, что выпускник ВУЗа может найти работу с большим трудом (50−52%). Чем выше самооценка материального положения наших сограждан, тем чаще они выражают уверенность, что после окончания ВУЗа можно трудоустроиться с небольшими усилиями: с 8% среди тех, кто оценивает свое материальное положение как «плохое» или «очень плохое» до 22% среди россиян, оценивающих его как «хорошее» или «очень хорошее». Напротив, чем ниже уровень самооценки материального положения наших сограждан, тем они более склонны демонстрировать убежденность в том, что выпускнику ВУЗа найти работу практически невозможно: 15% россиян с высокой самооценкой материального положения против 29% опрошенных с его низкой самооценкой.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ был проведен 31 января — 1 февраля 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность опроса не превышает 3,4%.
Борис Виноградов, комментируя данные опроса ВЦИОМ, напомнил: «Брежневская и сталинская конституции гласили, что высшее образование дается гражданину для удовлетворения потребностей народного хозяйства в специалистах». «Это ключевой момент. Удовлетворение потребностей народного хозяйства в специалистах обеспечивало планирование подготовки этих специалистов и их распределение. Напротив, 43-я статья действующей Конституции по сути дела гласит, что высшее образование на конкурсной основе дается гражданину для удовлетворения потребностей личности. Таким образом, личность, получив образование, оказывается выброшенной фактически на улицу. За эту статью в свое время бились, считали, что в советское время плохо распределяли. Статья, которая позволяет получать образование для удовлетворения личности, с одной стороны, хороша, а, с другой стороны, в условиях нашей страны она весьма и весьма опасна. У 90% молодежи есть родители, и если родители неумные, то они говорят своим детям: иди в юристы или экономисты. Но при этом они прекрасно понимают, что рынок труда таких специалистов уже переполнен. Умные же родители посоветуют своим отпрыскам получить, например, профессию инженера, энергетика, электронщика и т. д., то есть предложат получить профессию, востребованною на рынке труда. Сейчас нужны инженеры и высококвалифицированные рабочие, а не юристы и экономисты. Вообще перекосы на рынке труда сумасшедшие. По данным Министерства образования и науки, рынок труда специалистов с высшим образованием перекошен примерно на 65%. Но самое главное, даже не в этом. Страну фактически разорвали на части. Московские вузы стали московскими, питерские питерскими, самарские самарскими. То есть человек, окончив московский ВУЗ, остается в Москве, человек, окончивший питерский ВУЗ, остается в Петербурге. Не наблюдается территориальная мобильность выпускников ВУЗов. Например, на Бурейской ГЭС на Дальнем Востоке в Амурской области, которую строил Чубайс, не работает ни одного выпускника Московского энергетического института, Санкт-Петербургского политехнического института, Томского политехнического, на ней работают только выпускники Амурского государственного университета. В целом можно сказать, что в данное время проблема удовлетворения потребностей государства в нужных специалистах в нужном количестве не решается. В свое время строили БАМ, так вот его строили трудоустроенные по распределению. В советское время была мобильность, народ раньше двигался, сейчас же студент, попав в Москву, закончив ВУЗ, стремится всеми силами в ней остаться, а не едет на Дальний Восток поднимать наше народное хозяйство», — отмечает Б.Виноградов.
По его словам, «тарифы разорвали страну». «Сейчас настолько высокие тарифы на транспорт, что, например, врачи или учителя в принципе не способны перемещаться по нашей огромной стране. У них просто на это нет денег», — полагает эксперт.
«Я вообще считаю, что если человек учится для удовлетворения потребностей своей личности, то он должен учиться за деньги на коммерческом отделении. Если же он учится для удовлетворения потребностей народного хозяйства, то такие люди должны учиться на бюджетном отделении с последующим распределением. Надо понимать, что есть личные потребности и потребности государственные. Нельзя быть наполовину беременной: если ВУЗ государственный, то там не должно быть платных студентов. Такие ВУЗы должны давать студентам специальность, соответственно предлагая распределение. Люди, получившие образование для удовлетворения собственных потребностей, должны сами решать проблемы со своим трудоустройством. Они живут для себя. Мы живем в разорванной стране, которую ничто, кроме возрождающего Православия, не скрепляет. А раньше страну скрепляли выпускники. Например, на Дальнем Востоке сейчас трудятся люди, закончившие в советское время ВУЗ или даже техникум в Самаре и в других городах и попавшие по распределению на Дальний Восток. Постепенно они стали дальневосточниками», — заключил Борис Виноградов.
Русская линия
http://rusk.ru/st.php?idar=181452
|