Фонд «Русская Цивилизация» | Александр Чаусов | 03.08.2006 |
Был я на другом молодежном мероприятии, на Кипре, в округе Потамитисса. Там со второго по девятнадцатое июля работал международный молодежный лагерь «Ключи Царства». Организатором лагеря была Кипрская Православная Церковь, а точнее крупнейший на Кипре приход Благовещения Божьей Матери. Этот лагерь ежегодно проводится с 1978 г., пять лет назад он стал международным. Гости из других стран в лагере находятся на правах наблюдателей. Организаторы очень хотят, чтобы опыт «Ключей Царства» был применен в других странах.
Посмотреть в лагере действительно есть на что. Например, приятно удивляет Воскресная Литургия, на которой около сотни детей школьного возраста подходят к Причастию. Вообще, на первый взгляд кажется, что православным на Кипре быть настолько же естественно, насколько естественно человеку дышать. Однако, везде есть свои проблемы. За все время лагеря я общался с организаторами и вожатыми лагеря на самые разные темы, в том числе и о проблемах работы с юношеством в Церкви.
В целом миссия в молодежной среде на Кипре поставлена хорошо. Есть несколько православных молодежных движений. На Кипре существует четыре православных лагеря. Самый крупный — лагерь архиепископии, одна смена которого насчитывает 200 человек. При том, попадают в эти детские лагеря далеко не все желающие. Есть некая конкурсная основа. Построена она на результативности обучения детей в Воскресных Школах. То есть ребенок пришедший, или приведенный родителями в Церковь сразу оказывается в православной среде своих же сверстников. Многие из этих детей потом превращаются в вожатых этих самых лагерей. Очень силен воспитательный патриотический компонент. Вообще, по словам лидеров «Ключей Царства» только в православных лагерях и можно привить ребенку нормальное чувство патриотизма. Кстати, весьма показательным образом системы ценностей может служить флагшток «Ключей Царства». На его вершине возвышается крест, а сразу под ним уже развивается флаг Республики Кипр. Как объяснили мне киприоты, образ этот расшифровывается крайне просто: «сначала Бог, потом Родина».
Каждый день в лагере начинается с утреннего Правила. Здесь, кстати, начинается различие в традиции Русской и Кипрской Православных Церквей. У киприотов Православие «легче». Чтение Правила у них занимает минуты полторы-две. Состоит оно из «Отче наш» и «Трисвятого». Воскресная Литургия, кстати, идет меньше часа. При этом киприоты в церкви сидят. Впрочем, как мне объяснил «духовник» лагеря, настоятель церкви Благовещения, протопресвитер Георгиос Антониу, на такой жаре и сидя молиться — уже аскетика.
После Правила, или если это воскресенье, Литургии, проходит церемония поднятия флага и пение гимна. Гимн Кипра знают все дети. Для русских — это шедевр патриотизма.
Далее в течение дня проходят беседы на Евангельские темы, дискуссии о православной вере, где каждый ребенок может поделиться своими соображениями с лидером (вожатым) и сверстниками.
Однако, несмотря на такую плотную работу и у киприотв-миссионеров есть ряд проблем. Сейчас в молодежной среде на Кипре Православие становится несколько «немодным». Далеко не все православные киприоты носят нательные крестики. В массовом сознании засел стереотип, что это как-то «старомодно». Вообще, по словам лидеров лагеря, дети стали в последнее время агрессивнее. «Их главный учитель — это телевизор, а телевидение широко пропагандирует западную систему ценностей жизни», с грустью поделился со мной Константинос Олимбиус, глава молодежного движения округа Потамитисса. Кстати, словосочетание «western style of life» (западный стиль жизни), это некая «страшилка, против которой в детском и юношеском сознании борются миссионеры Кипра. Искоренение агрессии — это важная часть миссионерской работы, поскольку юношеская агрессия может запросто перерасти в зрелый экстремизм, особенно если учесть сложную ситуацию с Северным Кипром (турецкую оккупацию).
По словам Олимбуса, патриотический компонент воспитания молодежи направлен на то, чтобы уже став взрослыми, эти ребята всячески содействовали освобождению Северного Кипра, но мирным путем.
Кстати, такая работа приносит свои плоды. Мусульманское и православное население Южного Кипра сосуществует вполне мирно. Экстремистские группировки, по словам лидеров лагеря, если и есть на Кипре, то о них особо ничего не слышно.
С другой стороны труднее становится объяснить молодежи, в чем ценность Православия и православного мировоззрения. Западная масс-культура дает свои плоды. Идеалы культа потребления и достижения цели любой ценой крепко оседают в головах юных киприотов. Ситуация, кстати, весьма похожая на положение с молодежью в России. Спроси любого, о его вероисповедании, ткнет себя кулаком в грудь и скажет, что православный. При этом, вряд ли ответит на вопрос «а что значит быть Православным?».
Фактически, такие детские лагеря работают над формированием православных элит. Молодых и активных мирян с христианским мировоззрением. Нужно отдать должное Кипрской Православной Церкви, работа идет успешно. Одним из самых ярких показателей успехов миссионерской работы Церкви является численность сект. На Кипре секты есть. Правда, это настолько немногочисленные и маргинальные группировки, что мне смогли назвать только неопротестантов-баптистов и с трудом вспомнили название «Свидетели Иеговы». Последних православные киприоты тихо жалеют: «ходят непонятные ребята по квартирам целый день, рассказывают о своем Иегове, устают жутко, результатов нет. Журналы у них глупые. Мы их подкармливаем иногда».
Естественно, что Православная Церковь на Кипре находится в более выгодном положении, нежели РПЦ в России. Кипрская Церковь — это государственная структура. При этом, как-то сами собой исчезают сомнения по поводу того, правильно это и не приводит ли такое положение Православия к религиозному экстремизму. Как уже было сказано выше отношения между христианами и мусульманами на Кипре подчеркнуто лояльные. Проезжая по разным местам острова можно увидеть картину, когда православный храм стоит через дорогу от мечети. О каком-то ущемлении прав мусульман на Кипре и речи быть не может. Более того, Кипрская Православная Церковь, как государственное ведомство выплачивает налог в государственную казну, больший, нежели другие религиозные организации на территории острова.
В целом, нам есть чему поучится у киприотов. Миновала их истерика с ИНН, более того, многие киприоты наслышаны об этой проблеме в России. Когда они узнавали подробности «поиска печати зверя» в новых паспортах, реакция была примерно одинаковой. Киприоты делали большие глаза и молча крестились.
Отец Георгиос, когда слышал разговоры о наших русских «перегибах» тихо улыбался. В конце-концов, он высказался в том свете, что «так и должно быть, семьдесят лет Русскую Церковь уничтожали физически и интеллектуально (хрущевская «оттепель»). Теперь Церковь в России пытается в скорейшие сроки наверстать упущенное, восстановить прежнюю силу, а здесь неизбежны свои «перегибы».
Потому и нужны такие международные лагеря, православные киприоты с радостью делятся своим опытом и своей традицией. Более того, есть уже и плоды этой работы. В Белоруссии, в Гродно, уже несколько лет работает лагерь, прообразом которого являются «Ключи Царства».
Вообще, к русскому Православию и к Русской Церкви у жителей Кипра какое-то особенно трепетное отношение. То ли потому, что на Кипре очень много православных русских, то ли потому, что часты паломнические поездки из России на Кипр.
Один из лидеров молодежного движения и лагеря, Костакис Хараламбус сказал мне «у вас, русских, к вере отношение серьезнее, редко увидишь, как киприот в храме встает на колени, даже перед частицей Животворящего Креста. Я посмотрел на объем ваших утреннего и вечернего Правил, у нас так много, наверно, только монахи вычитывают». Другой лидер, Павлос, сказал мне, что «киприоты верят, что Россия еще станет великой Православной страной с великим Православным народом, вам только надо оправиться от «Красного периода».
Таковы в общих чертах проблемы, победы и воззрения в Кипрской Православной Церкви. Методы работы с молодежью без сомнения весьма и весьма интересны, а как показал опыт Гродно, вполне реализуемы в России. Остается только начать их реализовывать.