Русская линия | Андрей Кобяков | 21.01.2009 |
Отвечая на вопрос «Русской линии», почему в России ситуация с ценами на продукты наблюдается прямо противоположная, известный экономист, соучредитель Центра динамического консерватизма, кандидат экономических наук, доцент МГУ Андрей Кобяков заметил: «Причины две. Первая заключается в том, что курс евро гораздо более стабилен в мире, чем курс рубля. Произошедшее в последнее время снижение курса рубля привело к тому, что его покупательная способность падает. А так как существенная часть продовольствия на отечественном рынке иностранного производства, то отсюда и цены, выраженные в рублях, меняются адекватно удешевлению рубля. Стоимость рубля упала на 20%, следовательно, и продукты поднялись в цене на столько же. Другое дело, что это не объясняет, почему растут цены на такие продукты питания отечественного производства, как хлеб, молоко и т. д., но, впрочем, статистика пока и не показывает их серьезного подорожания».
Второй причиной эксперт назвал квазимонопольное поведение российских производителей. «Это происходит из-за того, что у нас сильно монополизирован рынок. Мы уже наблюдали подобную картину осенью в связи с бензином. В то время как цены на нефть упали в несколько раз, и бензин в США подешевел вдвое, у нас цена снизилась всего лишь на 10−15%. Понятно, что единственная причина этому — негласный сговор производителей на отечественном рынке, поскольку другого объяснения этому найти трудно», — отметил экономист.
«Продовольственный рынок тоже монополизирован и, наверняка, существует также сговор производителей. В целом, российский бизнес, как он развивался за период реформ, за эти 17 лет, демонстрирует совершенно четкую тенденцию к поведению когда даже в сезон продукты сельского хозяйства практически не дешевеют. Продавцы предпочитают сгноить и выбросить товар, но не снижать на него цену. Говоря научным языком, эластичность цен в сторону снижения в России крайне мала. Цены у нас растут охотно, а понижаться не любят. Думаю, что это также происходит и из-за неопытности российского бизнеса, который не хочет снижать норму прибыли для того, чтобы сохранить массу прибыли. Вот все и считается от нормы прибыли», — заключил Андрей Кобяков.
Русская линия
http://rusk.ru/st.php?idar=180776
|