НГ-Религии | Павел Круг | 02.08.2006 |
Религиозная составляющая конфликта, несомненно, присутствует. Уже в первые дни войны в Ливане израильский раввинат призвал молиться за освобождение захваченных «Хезболлах» солдат Армии обороны Израиля. 25 июля по призыву Йоны Мецгера еврейские общины всего мира совершили всеобщую молитву о солдатах израильской армии. Российские еврейские организации — Федерация еврейских общин России и Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России — солидарны как в поддержке Израиля, так и между собой.
Мусульманские духовные лидеры также выразили свое отношение к войне в Ливане. «Сегодня весь исламский мир и все свободолюбивые народы поддерживают «Хезболлах», — заявил аятолла Али Хаменеи, духовный лидер иранских шиитов и верховный главнокомандующий вооруженными силами Исламской Республики Иран. «Невозможно проявлять беспомощность перед лицом израильской агрессии против Ливана», — вторит Хаменеи духовный лидер шиитов Ирака аятолла Али Аль-Систани. Все это свидетельствует о том, что шииты настроены радикально, хотя до официального объявления джихада дело пока не дошло.
В то же время реакция российских мусульман (суннитов) менее однозначна. Если Совет муфтиев России от имени всех российских мусульман осудил «нападение Израиля на мирных граждан и гражданские объекты Ливана», то позиция другой российской мусульманской организации, Центрального духовного управления мусульман России, более нейтральна. В частности, ее лидер муфтий Талгат Таджуддин заявил, что «земли достаточно и палестинскому, и израильскому народу. Мы молим Всевышнего о восстановлении мира».
Сегодня внимание как иудеев, так и мусульман всего мира обращено к южному Ливану. В России, однако, представители этих двух религий предпочитают не конфликтовать между собой, подчеркивая важность межрелигиозного мира, а также то, что нынешний конфликт — не война между иудаизмом и исламом и не пресловутый конфликт цивилизаций. Что это на самом деле, покажет дальнейшее развитие событий. Пойдут ли конфликтующие стороны по пути эскалации или по пути постепенного урегулирования?
Несмотря на то что значительная часть населения Ливана — христиане, также страдающие от боевых действий, реакцию христианских Церквей можно назвать нейтральной. 14 июля кардинал Анджело Содано осудил «как террористические атаки, так и ответные военные действия». Имея в виду Израиль, он отметил, что «право на защиту одного государства не освобождает его от уважения норм международного права». Спустя некоторое время «молиться за мир на Ближнем Востоке» призвал Папа Римский Бенедикт XVI. Однако его призывы «прекратить бесполезное кровопролитие в Израиле и Ливане», обращенные к участникам римской конференции по ближневосточному урегулированию, похоже, остались без результата. На конференции, состоявшейся 26 июля, не было достигнуто никаких договоренностей.
17 июля итальянская газета La Stampa сообщила, что в Иерусалиме находится с визитом один из влиятельных кардиналов Римско-Католической Церкви Карло Мария Мартини. Однако о подробностях его миротворческой миссии газета умолчала, отметив, что «он исполняет ее тактично, вдали от журналистских камер». Также неясно, к чему привел визит 20 июля в Ватикан Саада Харири — сына убитого в прошлом году премьер-министра Ливана Рафика Харири. Что еще кроме молитв может предложить Ватикан для прекращения войны, сказать пока сложно. Тем временем лидер ливанских католиков-маронитов (представляющий около 17% населения Ливана) кардинал Насралла Бутрос Сфейр обратился непосредственно к госсекретарю США Кондолизе Райс с просьбой воздействовать на Израиль. Однако блиц-визиты Райс в Бейрут и в Иерусалим не привели ни к достижению перемирия, ни даже к договоренности о временном прекращении огня.
С осуждением кровопролития выступил и Вселенский Патриарх Варфоломей I. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II также призвал молиться «о воцарении мира и прекращении страданий в Ливане и на всем Ближнем Востоке». Патриарх выступил с таким заявлением, посетив подворье Антиохийского Патриархата в Москве. Антиохия — древнейший центр христианства, ныне — небольшой город на территории Сирии, находящийся в непосредственной близости от театра военных действий. 26 июля Антиохийская Православная Церковь распорядилась открыть двери своих храмов для всех пострадавших в результате войны, независимо от вероисповедания, чтобы предоставить им убежище.
На сегодняшний день ясно, что мировые религиозные лидеры не могут повлиять на ход конфликта. Однако его участники вовсю используют религиозные лозунги для оправдания своих действий. Радикально настроенные духовные лидеры готовы поддержать как «джихад» со стороны «Хезболлах» («партии Бога» — по-арабски), так и «войну за спасение Израиля» со стороны израильтян. Более умеренные лидеры призывают остановить кровопролитие и предупреждают об опасности, которую таит в себе религиозная мотивация военных действий. «Война за веру» стала бы «джинном, выпущенным из бутылки» в ситуации, когда политическими методами урегулировать конфликт не удается. Религиозный фактор постепенно выходит на первый план и в официальных сообщениях воюющих сторон. Ситуация быстро накаляется. Дойдет ли она до критической точки, когда религиозный фанатизм перевесит разумные аргументы и война действительно превратится в джихад, или политическое решение все же будет найдено?