Русская линия | 16.01.2009 |
«Этот регион представляет долгосрочный стратегический интерес для НАТО, а также в плане безопасности союзников», — резюмировал представитель военного блока. Документ недвусмысленно определил эти интересы: «противоракетная оборона, раннее предупреждение, стратегическое сдерживание, морские операции по обеспечению безопасности», вопрос о том, когда белые медведи увидят авианосцы США, носит далеко не риторический характер, отмечает «Российская газета».
Ни Америка, ни Канада, ни теперь НАТО не скрывают, зачем им нужна в Арктике военная группировка. Военные ледоколы Североатлантического блока приплывут в регион для защиты национальных интересов тех членов альянса, которые претендуют на природные богатства этой части планеты. 12 января была обнародована директива Джорджа Буша о политике США в этом же регионе. Она требует от сената в ближайшее время ратифицировать международную конвенцию по морскому праву, в соответствии с которой и будет происходить раздел Арктики. Согласно государственному докладу, который подготовили американские эксперты, в Арктике сосредоточено 90 миллиардов баррелей неразведанной нефти и столько газа, сколько содержат разведанные месторождения России. Это примерно 30 процентов газовых запасов в мире. Падение цен на энергоносители — явление временное. Недаром руководители альянса и США говорят именно о долгосрочных интересах в Арктике.
Между тем в российском Совете безопасности не так давно была закончена работа над новой стратегией освоения Арктики. Она описывает основные принципы российской политики в Северном Ледовитом океане с целью участия в разделе его природных богатств. В Морской доктрине нашей страны, подписанной во времена президентства Владимира Путина, арктическое направление было выделено среди главных направлений морской политики. В конце января ожидается официальное представление новой стратегии освоения Арктики, подготовленной Советом безопасности. В нем, по словам спецпредставителя главы России по Арктике Артура Чилингарова, отражен принципиальный посыл, который Москва направляет миру: «Арктику мы никому не отдадим». В четверг, 15 января, стало известно, что наша страна намерена в ближайшие годы существенно расширить объемы грузоперевозок по Северному морскому пути. С этой целью, как пояснил министр транспорта Игорь Левитин, до 2020 года будут построены еще шесть мощных атомных ледоколов с энергетическими установками нового типа. Примерно через год Россия передаст в ООН документацию, подтверждающую обоснованность наших претензий на арктический континентальный шельф.
В мае прошлого года пять прибрежных стран Северного Ледовитого океана (Россия, Канада, США, Норвегия, Дания) договорились вести переговоры о разделе Арктики только на основе существующих конвенций. Однако планы НАТО вмешаться в арктический диалог, добавив в него силовую составляющую, способны принципиально изменить подход к существующим вокруг Арктики разногласиям. И превратить «дипломатический» раздел в очередное военное «шоу». С появлением на карте планеты новой «горячей точки» в некогда холодном и безлюдном регионе.
Русская линия