Русская линия
Смена Сергей Андреев02.08.2006 

Какая дорога ведет к храму

Пятисотлетний юбилей отметил в минувшие выходные один из красивейших монастырей русской земли — обитель Александра Свирского, расположенная недалеко от Лодейного Поля. После своего возрождения монастырь принимает тысячи паломников как из России, так и из ближнего и дальнего зарубежья. Картина их, однако, встречает достаточно странная. Много лет поселок Старая Слобода, на территории которого расположен монастырь, носит неформальное название «Психоград», а прямо у обители расположена психиатрическая больница. В прилегающих к монастырю населенных пунктах живут по большей части бывшие зеки, экс-пациенты психбольницы и те, кто раньше их охранял.

Жертва красного террора

Фото автора и Кирилла КудрявцеваОбитель недалеко от Лодейного Поля появилась в XV веке благодаря иноку Валаамского монастыря, принявшему постриг под именем Александра. После нескольких лет жизни на Ладоге он отправился на берег Рощинского озера, где в полном одиночестве прожил семь лет. Согласно житию святого Александра Свирского там же ему явилась сначала Святая Троица, а затем Богоматерь. Они-то и повелели иноку основать монастырь, в который стали стекаться люди, ищущие уединения и духовного спасения.

Исторически монастырь, позже получивший имя Александра Свирского, состоял из двух частей — Троицкой и Преображенской. В таком виде он и дожил до наших дней. В Преображенской части монастыря проходят службы и живут монахи, а корпуса Троицкой части населены обитателями психбольницы.

Торжества по поводу 500-летия Александро-Свирского монастыря проходили в течение всего 2006 года. Их апофеозом стали воскресные мероприятия, посвященные второму обретению монастырем мощей святого Александра Свирского. Ровно 80 лет останки святого находились в фондах музея Военно-медицинской академии и скрывались от верующих.

По преданию, Александр Свирский, скончавшийся в 1533 году, был похоронен на территории основанного им монастыря. Столетие спустя при строительстве нового храма рабочие наткнулись на его мощи. Несмотря на то что святой был погребен в обычной могиле, тело его оказалось нетленным. Монахи перенесли мощи в храм, где они и пребывали до 1918 года, пока большевики не развязали в стране красный террор.

Настоятеля и часть монахов революционеры расстреляли, а останки Александра Свирского вывезли сначала в Лодейное Поле, а затем в северную столицу. Здесь, в фондах музея Военно-медицинской академии, они и пролежали до конца 1990-х годов. Экспонат, поступивший к военным медикам после революции, остался незарегистрированным и числился как «анатомический препарат — мумифицированный труп мужчины».

Александр Свирский был вепсом?

С одной стороны, это, вероятнее всего, спасло мощи от неминуемого уничтожения, а с другой — затруднило поиски, которые долгое время вели обитатели монастыря во главе с игуменом Лукианом.

— Я убежден, что заведующий кафедрой нормальной анатомии Тонков, принимавший у большевиков мощи, являлся верующим человеком, — считает отец Лукиан. — Скорее всего, он специально не стал делать никаких записей в регистрационных документах для того, чтобы враги православия просто забыли о мощах преподобного Александра Свирского.

После того как монахи, искавшие останки Александра Свирского, наконец нашли их в хранилищах ВМА, медики провели множество исследований с участием рентгенологов, стоматологов и судебно-медицинских экспертов. Их результаты не оставили никаких сомнений в том, что найденные останки принадлежат Александру Свирскому.

Интереснейшие результаты удалось получить в результате антропологической экспертизы, проведенной в Музее антропологии и этнографии РАН. Эксперты пришли к выводу, что останки сохранили все иконографические черты, существующие на изображениях святого. Также они отметили, что по этнической принадлежности Александр Свирский, судя по всему, являлся вепсом.

— Исследуемый несет ярко выраженные антропологические особенности, которые во всем объеме свойственны только этой народности, — уверены эксперты. — Территория расселения вепсов охватывает межозерье Ладоги, Онеги и Белого озера. Именно в этом ареале и родился святой Александр Свирский…

Уже в процессе исследований и представители церкви, и медики стали очевидцами новых чудес, связанных с останками Александра Свирского. Прямо в рентгеновском кабинете мощи стали мироточить, источая запах цветочного меда.

«Психоград» рядом с монастырем

В 1998 году мощи Александра Свирского были перевезены в монастырь на Свири. В хрониках обители уже появилось множество упоминаний о случаях исцеления тех, кто к ним прикладывался. Заболевания самые различные — от рака до туберкулеза. Вот только одержимым психическими заболеваниями Александр Свирский помочь ничем не может. А жаль, ведь несколько сот потенциальных пациентов находятся прямо у храма, где хранятся его мощи.

После закрытия монастыря в годы революции многочисленные постройки длительное время пустовали. Дойдя до этих мест в Великую Отечественную, фашисты устроили в обители госпиталь. Сразу же по окончании военных действий там открылась тюрьма Свирьлага, а в 1953 году, сразу же после смерти Сталина, в тех же стенах начала свою работу Свирская психиатрическая больница.

— Именно благодаря нам поселок Старая Слобода многие до сих пор называют «Психоградом», — рассказывает главврач Свирской психиатрической больницы Геннадий Кондратьев. — Все, кто жил в этих местах, так или иначе были связаны с психиатрической больницей — или работали, или лечились у нас.

По словам Геннадия Александровича, после всеобщей амнистии и закрытия колонии значительная часть заключенных осталась здесь жить просто потому, что идти людям было некуда. По тем же самым причинам в течение следующих пяти десятилетий там же на постоянное жительство оставались и выписанные из психиатрической больницы пациенты.

— Сначала к нам везли больных только из Ленинграда, но позже мы стали обслуживать еще три района — Подпорожский, Лодейнопольский и Волховский, — рассказывает Геннадий Кондратьев. — По большей части попадали к нам те, кто страдает хроническими заболеваниями долгие годы и давно потерял всякие связи с родственниками. Поэтому те, кто шел на поправку, и оставались в этих местах.

Вполне понятно, что конфликты в поселке, населенном бывшими зеками, сумасшедшими и их охраной, возникали постоянно и по самым разным причинам. Ситуацию осложняло и то, что всем этим людям еще и работать вместе в единственном в поселке учреждении приходилось. По словам врачей, в поселке сложились три замкнутые касты, представители которых общались исключительно с себе подобными. Достаточно ярко все это можно проследить на кладбище, расположенном недалеко от монастырских стен. В разное время тут хоронили и сумасшедших, и зеков, и остальных жителей Старой Слободы. Могилы последних хорошо убраны и пребывают в идеальном порядке, а об усопших заключенных и бывших психбольных напоминают истлевшие деревянные кресты и заросшие травой холмики.

— Сейчас лечение у нас проходят 308 пациентов, — говорит Геннадий Кондратьев. — По большей части это тяжелобольные люди, которых не скоро ждет выписка. За пределами монастыря расположен лишь административный корпус нашей больницы. Палаты же занимают братские корпуса Троицкой половины.

Покой им только снится…

Храмы и уникальная звонница Троицкой части монастыря, отреставрированные к юбилею, производят неизгладимое впечатление на паломников и туристов. Только там можно увидеть уникальное изображение Господа в куполе храма с рукой, собранной в кулак, и портрет царя Петра Великого в роли апостола (автор фресок был современником царя-реформатора). Во дворе стоят колокола, которые скоро поднимут на звонницу с тремя красивыми башенками.

Не менее сильное впечатление на тех, кто пришел насладиться всей этой красотой, производит и дорога к храму. Правда, двигаясь по проселку от одной части монастыря к другой, люди видят окна психиатрической больницы, из-за решеток которых выглядывают пациенты, и слышат дикие крики безумцев. Как правило, пациенты посылают посетителей по матушке и советуют убраться из монастыря. Некоторые при этом норовят запустить в них чем-нибудь тяжелым.

Даже попав на монастырский двор через небольшую арку, люди натыкаются на тех же самых пациентов и надписи с номерами палат на фоне куполов. Надпись на железной двери «П. покой», говорит вовсе не о душевном спокойствии, которое может обрести тот, кто за нее шагнет, а о том, что следует подготовиться к встрече с пациентами психбольницы. Нередко мимо храма проезжают машины «скорой помощи», привозящие в медицинское учреждение новых душевнобольных.

— Соседство с монастырем не устраивает ни нас, ни представителей церкви, однако так все сложилось исторически, — рассуждает главврач Свирской психиатрической больницы Геннадий Кондратьев. — Понятно, что такому учреждению, как наше, у храмов не место, но на сегодняшний день переводить персонал и пациентов некуда. Решение о переезде нашей больницы действительно существует, однако для его реализации необходимо построить новое здание в Лодейном Поле. По проекту мы должны расположиться рядом с Домом инвалидов, в котором проживают бывшие заключенные. До тех пор пока не закончится строительство этого здания, переехать из монастырских стен мы не можем. Не выгонять же больных людей на улицу.

Несмотря на то что Свирская психиатрическая больница должна оставить Старую Слободу лишь через несколько лет, весть о ее переселении уже сейчас беспокоит многих местных жителей. Люди обоснованно боятся потерять работу, являющуюся единственным источником средств к существованию. Любопытно, что уезжать в Лодейное Поле не хотят и сами пациенты. Некоторые из них уверовали в Бога и считают, что Александр Свирский поможет исцелиться и им.

http://smena.ru/news/2006/08/01/8189/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика