Русская линия | 09.01.2009 |
Церковь по любви к людям дает праздник, развернутый во времени. Но если включить телевизор или почитать статьи о Святках в светской печати, так окажется, что это — главное время гаданий. Церковь категорически запрещает гадания — будь то святочные или любые другие. В эти дни можно причащаться, не соблюдая пост со всей строгостью.
В святочные дни традиционно исполняются колядки — народные песни, прославляющие Рождество Христово. Хождение по дворам и исполнение колядок называлось на Руси колядованием. За эти песни колядовщики (обычно дети) вознаграждались подарками — праздничным угощением.
Настоятель храма Всемилостивого Спаса на Новослободской протоиерей Александр Ильяшенко, по этому поводу говорит: «Эти дни хорошо посвятить близким, семье, детям и родителям и тем одиноким людям, у кого нет близких. „Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе“ — говорит пророк Давид. И Господь это приветствует. А вот проводить Святки — святые дни — за бездарным просмотром телевизора — это значит растратить тот дар, который нам дает Господь».
«Народные гуляния в наши дни, скорее, псевдонародные, — считает священник, — народные традиции давно умерли. Чтобы их возродить, несомненно, нужно очень тонкое чувство исторической реальности, эпохи, что из опыта предков нужно воспринять, а что — нет. Например, кулачные бои — всегда ли он будут безобидными играми, не станут ли они чрезмерно жестокими, не превратится ли праздник в трагедию?» Настоящие традиции другие, считает иерей: «Православные на святках всегда старались уделять время делам милосердия. В эти дни особенно хорошо поделиться радостью Христова Рождества с людьми, сделав им что-то доброе!» «Святки — это период духовной радости, а не плотской. Действительно, заканчивается пост в еде. Но святки это время особенно интенсивной духовной жизни: она не заканчивается постом, наоборот, пост — это лишь подготовка к встрече праздника Рождества».
Русская линия