Русская линия | 31.12.2008 |
24 декабря участники автопохода посетили Емецк — село в Холмогорском районе Архангельской области — родину замечательного русского поэта Николая Рубцова. Они побывали в Емецком краеведческом музее. В тот же день паломники посетили Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь и поклонились мощам преподобного Антония Сийского. 25 декабря участники автопохода уже были в Архангельске, где посетили домовый храм в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского при Поморском государственном университете. Раньше в здании университета располагалась Архангельская духовная семинария, в которой учился Всероссийский Батюшка. А 26 декабря побывали в государственном музее деревянного зодчества и народного искусства северных районов России «Малые Корелы». Музей расположен в Архангельской области, на правом берегу Северной Двины (в месте впадения реки Корелка), в 28 км к югу от центра Архангельска.
Вчера мы получили второй отчет участников Иоанновского авто-паломничества об их посещении Емецка, Антониево-Сийского мужского монастыря, Архангельска и музея «Малые Корелы».
«Утром 23-го декабря мы отдохнувшими и бодрыми выехали из Вологды по направлению к Емецку и Архангельску. Довольно продолжительное время после Вологды дорога радовала своей гладкостью и отсутствием ухабов. По сторонам то тут, то там стояла дорожная техника, свидетельствующая о том, что все-таки дороги наши российские ремонтируются. Вскоре шоссе запетляло вдоль Северной Двины, а короткий световой день сменился длительной северной ночью. Ехать стало труднее, валил снег, но водители у нас опытные и часов в семь вечера мы въехали в Емецк. Позади остался самый долгий этап маршрута. Перекусив, поселились в гостинице и повалились спать, чтобы завтра с новыми силами познакомиться с Емецком поближе.
Емецк — небольшое, но довольно старинное село Холмогорского района Архангельской области. Некогда Московский почтовый тракт, соединяющий центральную Россию и север, а ныне шоссе М8 пересекает Емецк на всей протяженности. Поутру 24 декабря мы решили сразу же наведаться в Емецкий краеведческий музей. Как оказалось, музей был закрыт на ремонт в связи с открытием новых экспозиций. Ремонтируется он трудами и руками самих сотрудников, одного из которых, экскурсовода Елену Владимировну, мы и встретили за ремонтными работами. Узнав, что мы едем из Кронштадта в Суру, да еще и с такой благой целью, она с радостью согласилась показать нам несколько комнат, еще не закрытых на ремонт. Среди них были представлены выставка, посвященная истории Емецка времен гражданской войны и становления советского строя; экспозиция, посвященная сельчанам-фронтовикам Великой Отечественной войны; уголок в честь великого земляка Михаила Васильевича Ломоносова; зал, посвященный знаменитому поэту и уроженцу Емецка — Николаю Рубцову. „Через село наше и Ломоносов проходил, когда в Москву попадал, и Петр I, когда в Архангельск ехал. Наш первый Император даже название дал деревне Хоробрицы близь Емецка, за понятное качество характера местных жителей, которые помогли вытянуть телегу Царя, засевшую в грязи“, — рассказала нам Елена Владимировна. Николай Рубцов родился в Емецке, но прожил тут младенцем всего полтора года. Через дорогу от музея находиться здание детского дома, во дворе которого стоит памятник великому русскому поэту с детдомовским детством и горькой судьбой. В экспозиции, посвященной Рубцову, представлены сборники стихов поэта, картины, написанные разными художниками под впечатлением от его поэзии. Елена Владимировна не отпустила нас, пока не показала все действующие экспозиции, за что мы ей были очень благодарны. Дальше наш курс был нацелен на Архангельск с заездом в Антониево-Сийский монастырь.
В монастырь мы приехали к часу дня. Отец Георгий, которого мы встретили у одного из храмов, когда осматривали монастырь, провел нас к месту, где покоятся мощи преподобного Антония Сийского. Он показал нам обитель и рассказал немного об истории монастыря и его нынешней жизни: „Наш монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием, пришедшим сюда вместе с учениками. Местные жители часто слышали колокольный звон и церковное пение на месте, где сейчас находиться монастырь и привели сюда преподобного Антония-Сийского чудотворца. А с позволения Московского князя Василия III тут был основан монастырь. Монастырь постепенно разрастался, было построено 4 каменных и 2 деревянных храма. С приходом советской власти все было, конечно, разграблено. Теперь нас тут около сорока человек, из них 15 монахов. Трудимся, молимся и с Божией помощью восстанавливаем обитель“. Нами в библиотеку духовной литературы, что при монастыре, были преподнесены книги путешествующие с нами. После трапезы, которую разделил с нами отец Георгий, он благословил нас на дальнейший путь, — и мы отправились. До Архангельска было около 160 км, которые мы проехали без приключений, и уже к вечеру благополучно прибыли в „столицу русского севера“.
Архангельск встретил нас небольшим морозцем. Если он усилится, то переправы замерзнут, и уже через 2 дня мы будем в Верколе. Поселились в гостинице и поужинали. Гулять по городу не стали и, решив отложить знакомство с Архангельском в следующие два дня, легли спать. На следующее утро (25 декабря) была назначена встреча с протоиереем Евгением Соколовым, настоятелем храма Иоанна Кронштадтского в Поморском государственном университете в том самом здании, где раньше располагалась Архангельская духовная семинария, в которой учился юношей Всероссийский Батюшка. В полдень мы прибыли к дверям университета. О. Евгений провел нас в храм, небольшое помещение с красивым убранством. Войти туда можно прямо из университетской аудитории, поэтому основные прихожане здесь — студенты.
„Иоанну Кронштадтскому трудно давалась учеба. Он прилежно сидел на занятиях, слушал учителей, но ничего не запоминал или не понимал и при ответе запинался, за что ему ставили неудовлетворительные оценки. Была угроза даже остаться на второй год. Тогда юный Иоанн стал просить помощи у Бога. Он шел по семинарии, забрел в самую дальнюю келью и взмолился Богородице, да так искренне и с чувством, что в исступлении потерял сознание. Придя в себя, он на следующий день пришел на урок. И с удивлением для себя заметил, что все запоминает и понимает слету. Такое вот чудо здесь произошло“, — рассказал нам о. Евгений. „Нахожусь я при университете и храме уже 6 лет, — продолжил священник свой рассказ, но уже о себе. — Зал, где находился раньше семинарский храм — вот там за стенкой — сейчас занят под университетскую библиотеку, поэтому служу в небольшом помещении. Студенты приходят, но постоянных прихожан немного, человек 40. А что такое 40 человек из нескольких тысяч учащихся в университете! Но не сдаюсь и веду миссионерскую деятельность, иногда провожу встречи со студентами, читаю лекции“. Отец Евгений интересный человек и собеседник. Мы хорошо провели время за беседой с ним о нашем походе, об отце Иоанне Кронштадтском, о событиях в мире. На прощание мы преподнесли ему в дар библиотечку духовных книг и красивейший большой портрет праведного Иоанна Кронштадтского, переданный нам отцом Геннадием Беловоловым из Мемориального музея-квартиры святого праведного Иоанна Кронштадтского. Портрет будет вывешен в помещении храма.
На следующий день с утра (26 декабря) мы сели в машины и целенаправленно поехали в одно из интереснейших мест под Архангельском, известное на всю страну — музей под открытым небом „Малые Корелы“. Это место так и дышит стариной. В этом музее-деревне со всего русского севера собраны и бережно сохраняются великолепные по архитектуре и красоте произведения деревянного зодчества XIX века — крестьянские дома, деревянные церкви, мельницы, колодцы, бани. В общем, попадая в „Малые Корелы“, переносишься на 150 лет назад и начинаешь понимать, что всю эту старину, эту нашу историю сохранить просто необходимо особенно в наше время, когда мы все куда-то и зачем-то спешим. А здесь время просто остановилось. Каждый дом-богатырь — это история нескольких поколений одного рода — фамилия хозяина дома, запечатлена на прикрепленной к стене дома табличке. Представлены постройки двинского, пинежского, мезенского регионов Архангельской области, а также дома и пристройки к ним, привезенные из Вологодской области. В некоторых домах открыты экспозиции крестьянского быта тех времен, выставки, рассказывающие об истории освоения севера, о занятиях и промыслах жителей деревень. Есть гостевой дом, где можно попить горячего чайку с блинами и пирожками из русской печки, что мы с удовольствием и сделали. В лавке сувениров приобрели интересные вещички и книжки в память об этом прекрасном месте. Гуляли по музею дотемна, а затем направились в гостиницу. Теперь нам предстоит дожидаться, когда будет готова переправа на реке, чтобы в срок добраться до Верколы и Суры», — говорится во втором репортаже участников Иоанновского авто-паломничества.
Напомним, что Иоанновское авто-паломничество проводится по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Идею поддержали депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, общественные деятели. Информационную поддержку мероприятию оказывает информационное агентство «Русская линия». Мы будем информировать читателей о ходе паломничества, поддерживая связь с участниками автопохода. Паломники намереваются в конце декабря быть в Верколе и Суре, а в Рождественский сочельник вернуться в Санкт-Петербург. Все подробности об Иоанновском авто-паломничестве читайте на специальной страничке РЛ. А боголюбивых наших читателей мы просим помолиться в эти дни о паломниках рабах Божиих Михаиле, Александре, Александре и Анне.
Русская линия