Русская линия
Русская линияПротоиерей Геннадий Беловолов19.12.2008 

Протоиерей Геннадий Беловолов: «Что и требовалось доказать!»
Петербургский священник прокомментировал данные опроса ФОМ «Смерть Патриарха Алексия II»

Протоиерей Геннадий Беловолов«Знакомясь с результатами этого опроса, сразу возникает мысль: „Что и требовалось доказать!“ Действительно, есть вещи совершенно очевидные, которые почему-то в нашей стране необходимо доказывать опросами, рейтингами, какой-то статистикой. Какой-то сенсации в итогах опроса нет. С фактами не поспоришь, но у нас много желающих оспорить эти очевидные аксиомы нашего бытия», — заявил в интервью «Русской линии» известный петербургский священник, настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов, комментируя результаты опроса «Смерть Патриарха Алексия II», проведенного Фондом «Общественное мнение» (ФОМ), о религиозности населения России.

Опрос населения проводился 13−14 декабря в 44 субъектах РФ в 100 населенных пунктах. Было опрошено 1500 респондентов. Согласно данным опроса, опубликованным на сайте ФОМ, две трети россиян (67%) называют себя православными. Других христиан — католиков и протестантов — среди респондентов не оказалось; равно как и приверженцев иудаизма и буддизма. Мусульман среди респондентов оказалось 6%, а ещё 1%, по их словам, принадлежат другим религиям. Пятая часть (21%) к верующим себя не относят. Наконец, 5% затруднились охарактеризовать свою конфессиональную принадлежность.

Православная Церковь сегодня играет значительную роль в жизни общества — так считают 69% опрошенных. Не признают за православной церковью особой роли 18%, а 13% не смогли сказать что-либо определенное на этот счет. Доверие к Православной Церкви сегодня выше, чем десять лет назад: так, в феврале 1999 года доверяли ей 53%, а в декабре текущего года доля таких респондентов составила 62%. Число россиян, испытывающих противоречивые чувства («в равной степени доверяю и не доверяю») практически не изменилось: было — 15%, а стало — 17%. Доля не доверяющих РПЦ респондентов снизилась с 14% до 8%.

Почти половина россиян (47%) считают, что Православная Церковь должна принимать большее участие в жизни общества, чем на настоящий момент — этот показатель на 8 пунктов выше, чем был в феврале 2000 года. Число респондентов, полагающих нынешнюю степень активности Церкви оптимальной, осталось таким же (34% - тогда и 33% - сейчас), а мнение, что церкви следует уменьшить свою активность, стало гораздо менее популярным: в 2000 году его придерживались 16% респондентов, а в последнем опросе таких оказалось только 6%.

Социологи предполагают, что на такое распределение ответов оказала влияние кончина Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который 18 лет возглавлял Русскую Православную Церковь. Во всяком случае, по вопросам, связанным непосредственно со Святейшим, это особенно заметно. Расценивают влияние Патриарха Алексия II на нынешнее положение Русской Православной Церкви в обществе как значительное 83% респондентов (в то время как при его жизни, в июне 2004 года, такую оценку давали 55%). Тех, кто считает влияние Патриарха незначительным, с 2004 года сократилось с 14% до 3%, тех же, кто вообще отрицает это влияние, — с 5% до 1%. Число затрудняющихся ответить на этот вопрос уменьшилось более чем вдвое: с 26% до 12%.

Три четверти респондентов (76%) сегодня считают, что Патриарх Алексий II играл большую роль в российской политике, в то время как в июне 2004 года этой точки зрения придерживались лишь 46%. Несущественным считали политическое влияние Патриарха 22%, на сегодня же таких осталось 6%. Отрицали роль Патриарха Алексия II в политике 9% в 2004 году, а на текущий момент их всего 1%.

За то время, что Патриарх Алексий II возглавлял Русскую Православную Церковь, ее роль в общественной жизни России возросла, — так сегодня считают 80% респондентов. В июне 2004 года этого мнения придерживались 68% наших сограждан. Доля тех, кто не заметил изменений роли церкви в общественной жизни за время правления Патриарха, составляла тогда 15%, сегодня таковых 6%. Мнения, что под руководством Алексия II РПЦ стала играть меньшую роль в общественной жизни страны, придерживались 1% респондентов, сейчас — столько же.

Как изменится роль Русской Православной Церкви в жизни общества за ближайшие 5−10 лет? Значительная часть россиян (43%) полагают, что её роль увеличится, противоположной точки зрения — что роль церкви уменьшится — придерживаются только 2%. Часть респондентов (22%) не ожидают перемен. Наконец, каждый третий (33%) затруднился сделать прогноз.

По словам протоиерея Геннадия Беловолова, «очевидным фактом является то, что Россия — православная страна, русский народ — это православный народ, Церковь — это единственная духовная опора жизни нашего народа, краеугольный камень. Православие — это душа России. Но мы живем в такое время, что это приходится вновь и вновь доказывать. Этот опрос ещё раз засвидетельствовал, кто мы такие, какие мы, откуда мы. Есть достаточно много „друзей“ как в России, так и за рубежом, которым это не нравится».

«Надо отметить, что у этих цифр есть „виновник“, они не падают с неба. Эти проценты возникают в результате труда и молитв. В данном случае этим „виновником“ является Патриарх Алексий II, он сыграл колоссальную роль в истории России конца XX — начала XXI века. Это стало очевидно уже спустя две недели после его кончины, и понятно, что с течением времени, мы будет ещё больше осознавать важность его роли. То, что Россия осталась православной, несмотря на попытку её „демократизации“, „прививки демократии“ по западному образцу, и осталась русской, несмотря на почти десятилетнюю её американизацию, несмотря на миллионы долларов, влитые в это мероприятие, в этом, конечно, заслуга нашего Патриарха. Для нас эта статистика — великое утешение. Невзирая на все гримасы времени, все скорби, на все то, от чего даже сегодня можно прийти в отчаяние, мы остаемся той Россией, которая была и сто лет назад при Иоанне Кронштадтском, и 400 лет назад при избрании Дома Романовых, и тогда, когда Россия шла на Казань и стояла на Угре и Куликовом поле, на Днепре, принимая Крещение. Самое главное, что, несмотря на все катаклизмы, Россия сохранила тождество себе. Через страшные катастрофы она прошла, конечно, с огромными потерями, но самое главное, осталась верна себе», — отмечает священник.

«Хотелось бы, чтобы те, кто пытается её реформировать, изменить, осознали, что у России есть неизменяемая константа. Многое может измениться, но неизменна её суть, её Православие. В данном случае Патриарх был выразителем этой сути, и сам он был душой России эти почти 20 лет. И как душа не всегда сразу видна, виднее внешняя оболочка человека, одежда, так и Патриарх не всегда и не всем был виден и известен, не все знали его величие. Сейчас, когда его тело предано земле, его душа видится во всем величии. И сам он перед нами предстает, как душа нашего народа. В Ветхом Завете слово Патриарх имело ещё один оттенок, Патриарх — это отец народа, ветхозаветных праведников Авраама, Иакова, Исаака называли патриархами, но не по сану, а по смыслу, как отцов своего народа. Патриарх Алексий II был тоже, по сути, духовным отцом нашего народа. Что и подтвердил этот опрос», — заключил протоиерей Геннадий Беловолов.
Русская линия

http://rusk.ru/st.php?idar=180272

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика