Русская линия | Игумен Серапион (Митько) | 19.12.2008 |
По сообщению деловой газеты «Взгляд», нейропсихологи университета штата Миссури установили ни много ни мало как «новое местонахождение Бога». Они совершили «открытие», установив, что «все духовные опыты мировых религий имеют общий источник и являются процессами, происходящими в голове человека». В качестве примера духовных процессов, сходных, по убеждению психологов, во всех религиях, они проанализировали некое «трансцендентальное состояние», когда человек отчасти утрачивает чувство себя в процессе медитации или молитвы и осуществляет общение с божеством. Американские нейропсихологии утверждают, что такое состояние якобы достигается «путем понижения активности в правой теменной части головного мозга». Дополнительно ученые провели наблюдения над людьми с травмами головного мозга и установили, что у таких людей уровень религиозности выше, что «при повреждении правой теменной части головного мозга люди легче входят в контакт с Богом». «Мозг выполняет определенные функции при совершении духовных опытов. Изучая людей с мозговыми травмами, мы обнаружили, что с люди с поврежденной правой теменной частью мозга намного быстрее достигают такого состояния, как трансцендентность», — утверждает профессор миссурийского университета Брик Джонстон.
Отец Серапион, комментируя данное заявление, отметил, что «связь тех или иных процессов, происходящих в мозге, и религиозная деятельность человека, может интерпретироваться самым разным образом. Совершенно очевидно, что человек, состоящий из духа, души и тела, участвуя в процессах, охватывающих его целиком, проявляет на физическом уровне то или иное изменение, которое фиксирует психология».
«Говорить о том, что американским ученым удалось зафиксировать общение человека с Богом, наверное, преждевременно. Во-первых, те состояния, которые психологи называют трансцендентальными, кстати, неправомерно перенося философский термин в область психологии, и наполняя его принципиально иным содержанием, вовсе не могут быть сводимы к духовному опыту. В православном понимании такие состояния могут трактоваться как прелесть, в данном случае речь идет не о связи с Богом, а о связи с врагом рода человеческого. Вот к каким выводам приводит методологический синкретизм в современной науке и её стремление заниматься тем, что ей не присуще», — заключил иеромонах Серапион Митько.
Русская линия
http://rusk.ru/st.php?idar=180269
|