Русская линия
Русская линия Валентин Семенов16.12.2008 

Валентин Семенов: «На центральных телеканалах появились перемены к лучшему»
Петербургский социолог объяснил, почему, согласно опросу ВЦИОМ, большинство граждан России доверяют российскому телевидению

Директор НИИКСИ В.Е.Семенов «Во-первых, нам, социологам, хорошо известен такой эффект: что люди в большей степени смотрят, слушают и читают, к тому и испытывают большее доверие. Так как у нас люди, особенно в „глубинке“, могут смотреть по преимуществу Первый канал и канал „Россия“, то мы и видим к ним повышенное доверие», — заявил в интервью «Русской линии» директор Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований (НИИКСИ) Санкт-Петербургского государственного университета профессор Валентин Семенов, комментируя данные опроса ВЦИОМ, согласно которым респонденты в большей степени доверяют центральному телевидению, нежели радио, газетам и интернету.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своем официальном сайте данные о том, каким СМИ россияне доверяют больше всего, какая информация — полученная из СМИ или от близких — кажется им более достоверной и почему? Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ был проведен 22−23 ноября 2008 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность опроса не превышает 3,4%.

Россияне больше всего доверяют центральному телевидению (70%), причем 44% скорее доверяют, 26% вполне доверяют этому СМИ. Чаще о своем доверии к этому источнику сообщают жители средних, малых городов и сел (72−74%). Недоверие к центральному телевидению высказывают 25% россиян, причем 17% скорее не доверяют, 8% - совершенно не доверяют. Такая оценка наиболее характерна для москвичей и петербуржцев (35%). 2% не используют этот источник информации.

На втором месте в рейтинге доверия — региональное, местное телевидение (63%), из них 40% скорее доверяют ему, 23% - вполне доверяют. Чаще такое отношение высказывают жители малых городов (70%). Не доверяют этому источнику 24%, причем 16% скорее не доверяют, 8% - совершенно не доверяют (чаще о таком отношении сообщают жители крупных городов — 28%). 8% не смотрят местное телевидение.

Далее следует центральная пресса — 50% доверяют этому СМИ (35% скорее доверяют, 15% вполне доверяют). Наиболее склонны сообщать об этом жители средних, малых городов и сел (52−54%). Недоверие к центральным газетам и журналам высказывают 26% россиян (18% - скорее не доверяют, 8% - совершенно не доверяют), чаще это москвичи и петербуржцы, а также жители крупных и средних городов (29−30%). 19% центральные газеты и журналы не читают.

Такой же уровень доверия (50%) россияне демонстрируют по отношению к региональной прессе — 32% скорее доверяют местным газетам и журналам, 18% вполне доверяют им. Наиболее характерна такая оценка для жителей средних и малых городов (54−55%). Каждый четвертый (25%) региональной прессе не доверяет (18% - скорее не доверяют, 7% - совершенно не доверяют), чаще это жители крупных городов (28%). Каждый пятый (20%) не читает местную прессу, чаще это жители обеих столиц (31%).

Центральному радио доверяют 44% россиян (28% скорее доверяют, 16% вполне доверяют), чаще это жители средних городов (52%). 16% высказывают свое недоверие этому СМИ (11% - скорее не доверяют, 5% совершенно не доверяют). Наиболее склонны к такой оценке жители обеих столиц, крупных и средних городов (19−20%). Почти каждый третий (35%) не слушает центральное радио, чаще об этом сообщают селяне (42%).

38% высказывают свое доверие региональному, местному радио (25% скорее доверяют, 13% - вполне доверяют этому СМИ). К такой оценке наиболее склонны жители средних городов (48%). 16% не доверяют региональному радио, 11% - скорее не доверяют, 5% - совершенно не доверяют этому источнику. Чаще об этом сообщают жители крупных и средних городов (по 20%). 40% россиян не слушают местные радиостанции.

Интернету доверяют 23% россиян (16% скорее доверяют, 7% - вполне доверяют). Чаще такое мнение высказывают москвичи и петербуржцы (43%). 16% сообщают противоположное мнение — 10% скорее не доверяют, 6% совершенно не доверяют этому источнику. Это наиболее характерно для жителей столиц и средних городов (по 19%). Половина россиян (51%) Интернетом не пользуется, чаще об этом заявляют селяне (64%).

Наименьший уровень доверия (14%) россияне высказывают зарубежным СМИ — 9% скорее доверяют им, 5% вполне доверяют. Наиболее высок уровень доверия к этим источникам среди жителей столиц (26%). Каждый пятый (20%) сообщает о недоверии к зарубежным СМИ (10% скорее не доверяют, 10% - совершенно не доверяют), к такой оценке также наиболее склонны москвичи и петербуржцы (25%). Более половины россиян (56%) не обращаются к зарубежным СМИ. 10% затруднились ответить.

Россияне больше доверяют информации полученной из СМИ (49%), нежели тому, что говорят близкие и знакомые (24%). Среди тех, кто испытывает больше доверия к СМИ, чаще встречаются респонденты старше 59 лет (51−52%). Больше доверять фактам, которые сообщают друзья и знакомые, наиболее склонны россияне в возрасте от 18 до 44 лет (26−29%). 27% затруднились ответить.

Среди причин, по которым россияне испытывают больше доверия к информации, полученной из СМИ, каждый третий (33%) указывает, что в СМИ более достоверная и объективная информация. В качестве других аргументов наши сограждане приводят следующие: «в СМИ более проверенная, официальная информация» (13%), «в СМИ работают профессионалы, они лучше разбираются» (11%), предоставление в СМИ разнообразной информации, которую можно сравнивать (10%), «у СМИ нет альтернативы, родные и друзья знают не больше меня» (9%), «в СМИ интересная информация» (3%). 25% затруднились ответить.

Те, кто больше доверяет информации, полученной от родных и друзей, аргументируют свое мнение, в первую очередь, тем, что близкие люди не обманут, им можно доверять (25%). По 13% полагают, что у близких более достоверные сведения, а также то, что в СМИ информация «купленная». Каждый десятый (11%) полагает, что друзья лучше осведомлены, 9% ссылаются на то, что это «близкие, проверенные люди», 8% заявляют, что «у близких людей проверенная информация». 25% затруднились ответить.

Телевизор В. Семенов отметил, что, если говорить объективно, «в последнее время на центральных телеканалах появились перемены к лучшему». «После войны в Южной Осетии на телевидении воспрял патриотический дух. К тому же, появилось и много других позитивных передач. Вспомним, например, телепроект „Имя Россия“, в котором нормальные, серьезные люди обсуждают серьезные исторические проблемы, обсуждают деяния великих людей прошлого. Говоря в целом, следует отметить, что два центральных канала стали работать лучше, более патриотично и в принципе достаточно адекватно показывают нам информационную картину дня», — добавил социолог.

«Что же касается прессы, то организаторам опроса следовало бы грамотнее его проводить — спрашивать об отношении того или иного человека к конкретным изданиям, например, к „Аргументам и фактам“, к „Известиям“, к газете „Завтра“ и т. д. Вообще, предпочтения тех или иных периодических изданий в народе будут зависеть и от возрастной категории респондентов, и от их места жительства, и от многих других факторов. С телевидением, конечно, проще: его практически все смотрят, это огромная аудитория, и практически каждый способен выразить свое отношение к нему. Ну и, подчеркиваю, доверяют телевидению, конечно, в большей степени, что во многом объясняется большим количеством серьезных, поистине человеческих и патриотических передач», — подчеркнул Валентин Семенов.
Русская линия

http://rusk.ru/st.php?idar=180212

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика