Русская линия
Страна.Ru Мария Свешникова28.07.2006 

Обративший Русь к покаянию
Православная церковь отмечает день святого равноапостольного князя Владимира

Немногие личности в отечественной истории могут сравниться по значению со святым равноапостольным князем Владимиром — крестителем Руси. Именно он на века вперед предопределил духовную судьбу Русской Православной Церкви и своего народа. 28 июля — день памяти этого, одного из самых почитаемых российских святых.

С давних времен восточная половина нынешней европейской России была населена народами чудского и тюркского племен, а в западной части, кроме литовского и чудского племен, примыкавших своими поселениями к балтийскому побережью, небольшими общинами жили славяне. Их религия состояла в обожествлении природы, в признании человеческой силы за предметами и явлениями, в поклонении солнцу, небу, воде, земле, ветру, деревьям, птицам, камням. Религиозные представления отчасти выражались в форме идолов, а замогильный мир представлялся продолжением настоящей жизни. Кроме того, все верили в волшебство, и испытывали уважение к волхвам и волхвицам, которых считались обладателями такого знания.

Познания переходили от поколения к поколению, но отношения с Византией и, отчасти, с арабским Востоком мало-помалу оказывали на русских славян свое влияние. Из Византии постепенно проникало христианство. В половине IX века русские, после неудачного похода на Византию, когда буря истребила их суда, приняли крещение, правда, язычество быстро вернулось. С того момента представители славянских племен довольно часто оказывались на службе византийских императоров, принимая там христианство. В Х веке крещение приняла киевская княгиня Ольга. Но сила языческой традиции была настолько велика, что ей не удалось крестить даже собственного сына.

Христианский «переворот» оказался под силу Владимиром, получившим в народе прозвище Святого. Владимир был сыном киевского князя Святослава, сына Ольги. Практически ребенком Владимир был призван новгородцами на княжение, и уехал в Новгород вместе со своим дядей Добрыней. После смерти Святослава между его детьми началась междоусобица. Когда киевский князь Ярополк убил брата, древлянского князя Олега, Владимир с Добрыней бежал в Швецию и возвратился в Новгород с наемной ратью. Вражда с Ярополком возникла из-за дочери полоцкого князя Рогнеде, на которой Владимир хотел жениться. Но девушка отказала ему и собралась выйти замуж за Ярополка. Владимир завоевал Полоцк, убил Рогволода и насильно женился на Рогнеде. После чего завоевал Киев и убил своего брата Ярополка.

Таким образом, оказалось, что Владимир стал править новгородской землей, а также землями белозерской, ростовской, смоленской в верховьях Днепра и Волги, полоцкой на Двине, северской по Десне и Семи, киевскою, древлянской (восточною частью Волыни) и, вероятно, западной Волынью. Радимичи, жившие на Сожи и вятичи, жители берегов Оки и ее притоков, хотели, как написано в Летописи, «отложиться от подданства», но были укрощены.

В сентябре 987 года в Малой Азии вспыхнуло восстание Варды Фоки, размах которого сильно напугал императора Василия II. В конце 987 (или в первой половине 988) года он обратился за помощью к Владимиру Святославовичу. После этого между двумя правительствами начался дипломатический торг, подробности которого неизвестны, но Владимир согласился послать в Малую Азию свое войско, требовав, чтобы ему в жены отдали царевну Анну. Василий не возражал прямо против этого брака, но заявил, что никак не может выдать сестру за язычника. Владимир согласился креститься и действительно крестился в начале 988 года в Киеве. Летом 988 года, как об этом свидетельствуют греческие и арабские источники, отряд русских воинов прибыл в Византию и оказал императору помощь в сражениях под Хрисополем и Авидосом.

В Житии равноапостольного князя Владимира этот период его жизни описывается весьма подробно. Анна не хотела уезжать на Русь, говоря: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть». Братья отвечали ей: «Может быть, обратит тобой Бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавит от ужасов войны. Видишь, сколько зла наделала грекам Русь? Теперь же, если не пойдешь, то сделают у нас то же, что в Корсуни». И едва принудили ее дать согласие.

Анна села в корабль, попрощавшись с ближними своими, и с плачем отправилась через море. Вместе с ней плыли сановники и пресвитеры. Когда прибыла она в Корсунь, вышли корсунцы ей навстречу с поклоном, ввели ее в город и посадили в палатках. Царевна спросила: «Крестился ли Владимир?» Но ей отвечали, что пока нет, ибо разболелся глазами и не видит ничего. Тогда Анна послала к своему жениху сказать: «Если хочешь избавиться от болезни, то крестись поскорей, а если не крестишься, то не избавишься от недуга своего». «Если вправду исполниться это, — сказал Владимир, — то поистине велик Бог христианский». И повелел он крестить себя. Епископ корсунский с царицыными попами, огласив, крестили Владимира. И когда возложили руку на него, тотчас прозрел Владимир и, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога. Многие из дружинников, увидев это чудо, тоже крестились. Случилось это в церкви святого Василия, что стояла посреди Корсуни.

История крещения Владимира очень трогательна, однако, в ней явно смешаны два события — крещение и венчание великого князя. Согласно летописным свидетельствам, только летом следующего года Владимир отправился к днепровским порогам, чтобы встретить невесту, но она так и не появились. Тогда Владимир понял, что его обманули и в конце лета 989 году осадил Херсонес, который после девятимесячной осады в 990 года был взят. Лишь летом 990 года, после еще одного обмена посольствами, Анна наконец приплыла в Херсонес, и здесь была сыграна свадьба. Затем княжеская чета отправилась в Киев. В конце лета 990 года были крещены и все киевляне.

После крещения Владимир представляется в Житии весьма благодушным. От шести жен у него было 12 сыновей, и всех он рассадил их по городам, дав каждому свой удел. Владимир «деятельно занимался распространением веры, крестил народ по землям, подвластным ему, строил церкви, назначал духовных». В Киеве он построил церковь святого Василия и церковь Богородицы, так называемую «Десятинную», названную так оттого, что князь назначил на содержание этой церкви и духовенства ее десятую часть княжеских доходов.

Перед концом жизни сын Владимира Ярослав выказал непослушание отцу, и тот, забыв о своем христианском смирении начал готовить войско идти на него, но смерть застигла его в этих сборах. Правда есть иная версия смерти великого князя. Так о смерти Владимира другой летописец сообщает, что в 1015 году на Русь войной пошли печенеги. Владимир, уже больной, послал против них своего любимого сына Бориса со своей дружиной, а сам разболелся еще сильнее. От этой болезни он и умер 15 июля в своем селе Берестове. Смерть его, по приказу его пасынка Святополка утаили от народа. Ночью разобрали помост между двумя клетями, завернули тело Владимира в ковер и опустив на сани, отвезли в Киев в церковь святой Богородицы. Но «народ, однако, прознал о смерти князя. И сошлись люди без числа, и плакали о нем — бояре как о заступнике страны, бедные же как о своем заступнике. И положили Владимира в мраморный гроб, и похоронили его с плачем».

Имя и дело святого равноапостольного Владимира, которого народ назвал Красным Солнышком, связано со всей последующей историей Русской Церкви. Подвиг его продолжили его сыновья, внуки, правнуки, владевшие Русской землей в течение почти шести столетий: от Ярослава Мудрого, сделавшего первый шаг к независимому существованию Русской Церкви — до последнего Рюриковича, царя Феодора Иоанновича, при котором (в 1589 году) Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным Патриархатом в диптихе Православных Автокефальных Церквей.

Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года, «помощью и заступлением» святого Владимира, была одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами. Но церковное почитание святого князя началось на Руси значительно раньше. Митрополит Иларион, святитель Киевский, в «Слове о законе и благодати», сказанном в день памяти святого Владимира у его раки в Десятинном храме, называет князя «во владыках апостолом», «подобником» святого Константина, и сравнивает его «апостольское благовестие Русской Земле» с «благовестием святых апостолов».

http://www.strana.ru/stories/01/12/25/2268/288 361.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru