Русская линия
Комсомольская правдаСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 29.07.2006 

Креститься без веры нельзя!

Недавно в гостях у «Комсомолки» побывал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, известный богослов современности, неформально считающийся вторым иерархом Русской Православной Церкви. Беседа шла не только о вопросах веры, морали, но и о многих «приземленных» вещах, волнующих людей.

Начало

О женщинах в храме

— Владыко, что это за «батюшки» ходят по улицам и собирают деньги на строительство храмов?

— Это стопроцентное шарлатанство. Ни один священник не станет собирать пожертвования у метро, в электричках, между машинами на светофоре.

— Иногда прохожу мимо храма, хочу зайти, но боюсь: в брюках, без платка и губы накрашены, а бабушки, которые там служат, будут ругаться…

— И заходите. К сожалению, пожилые женщины в храмах иногда ведут себя довольно жестко. Вот вы вошли, по виду беспроблемная, модно одетая, а у этой женщины свои горести в жизни. Она вас увидела такую и еще больше расстроилась — мол, и здесь мне покоя нет.

— Почему женщины должны надевать в храме платок?

— Надевать головной убор или нет — это вопрос нашей национальной православной культуры и традиции. Если вы будете каждое воскресенье ходить в храм, то вы не заметите, как сами начнете надевать платок. Как это делают, допустим, мусульманки. Помню, служил я в Тегеране, в нашем храме. Смотрю, стоят женщины в одеждах до полу, в платочках, тихие, скромные, как ангелы. Я служу, у меня такое благодатное настроение. Оказалось, жены наших дипломатов. А вечером меня пригласили на прием. И там я увидел тех же женщин, но совсем в другом виде: такие модные и нарядные, что и вообразить нельзя. А уж такие были только что скромницы в платочках. Почему в храме нужен платочек? Потому что мысли людей в храме должны быть сосредоточены на молитве. Появление красивой женщины, естественно, привлекает внимание — и отвлекает от богослужения.

О божественном в искусстве

— Как вы относитесь к тому, что некоторые рок-музыканты, в частности, Константин Кинчев, лидер группы «Алиса», чрезвычайно мощно пропагандируют православную религию на своих концертах?

— Слово «пропаганда» мне здесь не очень нравится. Но я понимаю музыкантов, я хорошо понимал, например, Свиридова, который через свое искусство выражал свою религиозность. Каждый музыкант, если он человек верующий, имеет право на выражение своих взглядов, своей нравственной системы ценностей. И в этом смысле рок не должен быть исключением. А вот насколько рок может быть использован для христианской проповеди, учитывая специфический характер жанра и аудитории, это, конечно, большой вопрос.

Я никогда не слышал, как это делают Кинчев и Шевчук, но встречался с ними, и дискуссия была очень интересная, общение с ними произвело на меня хорошее впечатление. Оба они искренние люди, православные, что очень хорошо. Каждый из них считает, что говорить о своих убеждениях, особенно о своих нравственных принципах, можно и нужно через их искусство. Не думаю, что кто-то может это опротестовать. Это все равно что опротестовать тот факт, что Рафаэль написал «Мадонну» или Моцарт — замечательные мессы, которые до сих пор на Западе исполняются в храмах.

О суетных просьбах к Богу

— А можно ли креститься человеку неверующему?

— Нельзя, ни в коем случае. Надо прежде уверовать, открыть душу навстречу Богу.

— А как же детей крестят? Они же еще не веруют?

— А кто приносит детей? Крестные отцы и матери. Кто дает обещание Богу от имени младенца во время крещения, когда священник спрашивает: «Отрицаешься ли сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его, и сочетаваешься ли Христу?» И за этого младенца-несмышленыша крестные родители говорят: «Отрицаемся зла и беса». «Сочетаваешься Христу?» — «Сочетаваюсь». — «Веруешь во Христа?» — «Верую». А младенец у них на руках. И это означает, что крестный отец и крестная мать берут на себя обязательство воспитать этого ребенка так, что, став взрослым, он повторит сознательно все то, что они сказали за него в момент крещения. В Церкви нет ни одного действия, лишенного смысла. Хотя и не стоит обязательно искать символическое значение в каждом элементе богослужения, в каждом обряде. Иногда спрашивают: а что означает то или другое? Но Церковь не театр, она ничего не изображает, в ней происходит реальное соединение людей с Богом.

— Может ли взрослый человек, не имеющий стопроцентной веры, пройти обряд крещения?

— Стопроцентной веры, наверное, никто из нас с вами не имеет. Всегда наступает момент какого-то сомнения.

— Неужели и у вас тоже?

— Но не в отношении Бога. Если человек никогда ни в чем не сомневается, это плохой признак. И поэтому если есть сомнение, но одновременно есть и желание прояснить «последние вопросы», о которых задумывается каждый человек, если есть стремление к духовному росту, к самосовершенствованию, то, конечно, надо креститься. Самое ужасное, когда человек ни во что не верит и не желает уверовать, но говорит себе: ладно, пойду, поучаствую в этом спектакле.

— И он может быть наказан?

— Несомненно, он будет наказан.

— А если крещеный человек в храме молится: «Господи, дай мне много денег», — Бог его может наказать?

— В лучшем случае Господь отнесется к такой просьбе как к величайшей глупости.

— Если некрещеный ставит свечку, это тоже грех?

— Здесь нет никакого греха. Некрещеный и помолиться может прийти. У нас и некрещеные люди хорошие, вообще у нас хороший народ.

Лариса КАФТАН

http://www.kp.ru/daily/23 746.3/55 585/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика