Русская линия
Русская линия03.12.2008 

«Мы бы хотели войти в состав Московского Патриархата»
Руководство Южной Осетии обвинило Русскую Православную Церковь в «спекуляции канонами»

Южная Осетия (кадр НТВ) «В последнее время на разных сайтах были размещены сообщения о том, что Русская Православная Церковь Московской Патриархии активно обсуждает судьбу Православия в уже признанной независимым государством Республике Южная Осетия, а также в Республике Абхазия. Такая забота со стороны РПЦ МП может казаться благим намерением, если бы эти обсуждения не проходили при участии Грузинской Патриархии, с которой у народа Южной Осетии даже в обозримом будущем вряд ли могут сложиться такие отношения, которые можно назвать не только дружескими, но и просто терпимыми», — заявила в интервью ИА «Рес» уполномоченная при президенте Южной Осетии по вопросам религии Соня Хубаева. Ее интервью опубликовано на официальном сайте Государственного комитета по информации и печати республики Южная Осетия

«Причина таких взаимоотношений доподлинно известна, разве только абсолютно несведущий может говорить, что к войне в Южной Осетии Грузинская «древнейшая» Церковь не имеет никакого отношения. Достаточно обратиться к рекламным роликам грузинского телевидения, где до сих пор пропагандируются «бойцы», направляемые на «Священную войну» в страну, с которой собирались строить совместное государство «которые, и благословлялись Патриархом страны на «восстановление конституционного порядка» и территориальной целостности Грузии. Перед нападением на нашу республику «бойцы» или просто убийцы упражнялись в церковном песнопении. И нас хотят убедить в том, что Церковь тут ни причём… Московская Патриархия озвучила неоднократно, что Русская Православная Церковь Московской Патриархии признает Южную Осетию канонической территорией Грузинской Православной Церкви. Вместе с тем она выражает надежду на успех в переговорах с представителями Южной Осетии. Трудно себе представить, что осетины будут согласны подчиниться грузинскому Патриарху. Думаю, что это практически невозможно», — убеждена уполномоченная при президенте Южной Осетии по вопросам религии.

Соня Хубаева также прокомментировала обвинение в адрес руководства Южной Осетии в сотрудничестве с Синодом Греческой Православной церкви Противостоящих и в поддержке так называемой Аланской епархии во главе с епископом Георгием (Пухатэ). «Больше всего вызывают недоумение высказывания председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева) в интервью телеканалу «Вести», где он в частности сказал: «Что же получается? С одной стороны, русские солдаты пролили кровь за осетинский народ за то, чтобы защитить Южную Осетию, а с другой стороны, духовные лидеры этой страны находятся в юрисдикции раскольничьей церкви, которая главной своей целью ставит разрушение единства Русской Православной Церкви. Но так не бывает!». По этому поводу скажу следующее. Во-первых, православные Южной Осетии неоднократно обращались в адрес Московского Патриархата с просьбой принять их под свое покровительство. В первую очередь об этом известно было митрополиту Кириллу, так как чаще всего по этому вопросу южные осетины обращались именно в его адрес, поскольку отношение к его личности было исключительно положительным. С симпатией к нему относились и люди далекие от Православия, слушали его субботние выступления по телевидению, считали его другом. Поэтому игнорирование наших обращений каждый раз нами воспринимались с пониманием, ибо нам известны каноны, которые не позволяли решить положительно данный вопрос. Однако, в условиях сложившихся на сегодняшний день реалий, его высказывание, приведенное выше, вызвало возмущение общественности. Оказалось, что иерархи Русской Православной Церкви не смогли дать объективную оценку деятельности грузинского священства и даже не высказали им те слова, которые они заслуживают. (…) По его же мнению оказывается, мы были и остаемся частью Грузинского Патриархата, даже в том случае, если они нас уничтожают, убивают, все равно мы должны знать, что мы — «собственность» Грузинского Патриархата. Скажите на милость, на каком основании? Это по существу признание за народом Южной Осетии духовной «несвободы»!», — заявила южноосетинский чиновник.

Более того, по словам Хубаевой, «Грузинская Патриархия в советское время была в «фаворе», ей удалось получить автокефалию в 1943 году, не без помощи «отца всех народов», но она не учредила ни одной церкви в Южной Осетии, а первая действующая церковь Южной Осетии появилась лишь с провозглашением независимости РЮО. При желании достаточно легко в этом убедиться. Грузины на территории Южной Осетии не с 90-х годов XX века «не имеют возможности окормлять паству на этой территории», а сами добровольно весь XX век, начиная с 1917 года целенаправленно избегали делать это».

Уполномоченная при президенте Южной Осетии по вопросам религии задалась вопросом: «Для чего Русская Православная Церковь Московского Патриархата оказывает гуманитарную помощь народу, с которым по существу, она не считается?» «А то, что она не считается с РЮО, свидетельствует факт «дружеской встречи» представителей «братских» Церквей, где по высказываниям грузинских священников должны были решить вопросы «недоразумений» в Абхазии и Южной Осетии. На следующий день прошла встреча с представителями Южной Осетии. Я намеренно не буду называть имена священнослужителей Московского Патриархата, которые вели беседу на тему «невозможности существования Аланской епархии на канонической территории Грузии». Епископу Аланскому Георгию было обещано место наместника МП, и то в случае учреждения подворья РПЦ на нашей территории. Эту информацию мы получили от самих участников встречи. С такой постановкой вопроса не согласятся ни духовные, ни светские власти Южной Осетии», — отметила чиновник.

В связи с этим Хубаева заявила, что «Республика Южная Осетия и Аланская епархия неразрывно связаны друг с другом». «И свое государство, и свою епархию народ Южной Осетии выстрадал, в буквальном смысле слова, на протяжении последних двадцати лет. И сегодня любые усилия разорвать их единство обречены на неудачу и могут рассматриваться как попытка давления на молодое государство, стремящееся к саморазвитию. Повторяю: деятельность Православной Церкви, стала возможной на территории Южной Осетии только после того, как была провозглашена независимость нашего государства. Аланская епархия является наследницей Аланской митрополии, которая входила в состав Константинопольской Церкви, и больше ни в какую не входила. Истинная Православная Церковь Греции оказала православным Южной Осетии большую помощь и поддержку в столь трудные для нас времена. Мы ей должны быть благодарны за то, что абсолютно без всякой для себя выгоды, она взяла на себя дополнительное бремя окормления народа Южной Осетии. Жителям РЮО непонятно в чем заключается подрывная деятельность Синода Митрополита Киприана? С самого начала своей деятельности Синод Греческой православной церкви Противостоящих свои полномочия распространял исключительно на территории Республики Южная Осетия, и никогда не пытался создать свои приходы на территории России. Об этом красноречиво свидетельствуют документы об учреждении епархии на территории РЮО. Более того, представители митрополита Киприана с пониманием относились к желанию югоосетинской церкви в будущем решить вопрос юрисдикции епархии в рамках РПЦ. И никогда никаких скандалов и упреков в адрес своей паствы они себе не позволяли, что вызывало и вызывает у прихожан Аланской епархии глубокое уважение к иерархам этой церкви. Так в чем же выражается враждебность «раскольничьей» церкви? Неужели во всех проблемах РПЦ, накопленных за последние 30 лет виноваты епископ Георгий и митрополия Киприана? Где здесь начинается и кончается логика?», — задается вопросом уполномоченная при президенте Южной Осетии по вопросам религии.

«Что касается статуса епархии то, с учетом тех реалии, которые произошли за последние 20 лет, то она имеет полное право на существование, в том числе с точки зрения канонов, а то, что представители МП говорят об этом — спекуляция канонами. Никто нам не докажет, что мы не имеем право на свою национальную церковь. Мы ее заслужили за упорство и терпение, которое было проявлено народом Южной Осетии за последние двадцать лет неимоверно тяжелой жизни. Мы выносили все невзгоды, мы растили детей, лишая их самого элементарного ради конечного торжества свободы. И мы ее дождались. Многие так и не дожили до счастливого дня признания, многие сложили свои головы. Мы делали все, что зависело от нас. Конечно, добившись вековой мечты, признания независимости от Грузии, мы бы хотели войти в состав Московского Патриархата, в качестве Аланской епархии, но если это невозможно, то мы оставляем за собой право дальнейшего поиска путей решения наших духовных вопросов», — заявила Хубаева.

Епископ Аланский Георгий (Пухатэ) и Эдуард КокойтыВ заключение она привела заявление президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты о своем видении решения проблемы духовного окормления республики: «Руководство РЮО оценивает деятельность Аланской епархии как чрезвычайно важную для судеб нашего молодого государства. Государство поддерживает епархию и будет способствовать ее дальнейшему укреплению. Что касается вхождения Аланской епархии в состав Московской Патриархии, то не будем скрывать, мы бы хотели иметь не только политическую, но и духовную близость с Россией. Однако встречи с грузинским священством, и признание территории РЮО канонической частью Грузинского Патриархата никак не укладываются с нашими устремлениями. Скажу прямо, что Аланская епархия обречена на существование как и Республика Южная Осетия, ибо народ выстрадал свое право иметь свою национальную церковь. Я поддерживаю епископа Аланского Георгия, который поддерживал народ в тяжелые дни войны, находясь рядом с ним. А что касается священников русских, то среди них много таких, кто поддерживает государство РФ и признает свободу осетинского народа. С такими священнослужителями мы готовы сотрудничать».

Таким образом, интервью уполномоченной при президенте Южной Осетии по вопросам религии Сони Хубаевой, опубликованное на официальном сайте Государственного комитета по информации и печати республики Южная Осетия, и приведенное чиновницей заявление президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты, дают однозначный и недвусмысленный ответ на вопрос, каким руководство Южной Осетии видит духовное окормление республики.
Русская линия


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика