Русская линия
Радонеж28.07.2006 

О саммитах и ритуалах
(От редакции)

Большую часть июля СМИ были заняты обсуждением подготовки к встрече «большой восьмерки» в Петербурге, освещением самой встречи и еще некоторое время после ее окончания дискуссией на тему «что это было?». Могло показаться даже, что почти и ничего больше не произошло. Хотя был и предваривший саму встречу глав государств «религиозный саммит», которому было прессой уделено гораздо меньше внимания, чем «G8». Незаслуженно меньше, ибо религиозные лидеры напомнили главам государств, да и всему обществу, о достоинстве личности, о том, что «приверженность правам и свободам» должно стремиться соединить «с пониманием нравственных устоев, лежащих в основе человеческого общежития». «Грех и порок разрушают и личность, и общество», напоминает послание Всемирного саммита религиозных лидеров, и это напоминание человечеству, по мере разлития греха стремительно утрачивающему последнюю память о нравственных устоях, совсем не является лишним, или хотя бы менее важным, чем обсуждение вопроса о том, сколько на планете осталось углеводородов. Может ведь получиться, что и личность и общество окончательно разрушатся грехом и пороком, и тогда углеводороды, «яже уготовал еси, кому будут»?

Но можно, конечно, об этом и не задумываться, а продолжать обсуждать ритуальные аспекты саммита — кто как был одет, кто как надувал щеки во время обязательного фотографирования, доказала или нет Россия, что является великой державой и пр. Можно даже заняться построением гипотез о том, что означал массаж плеч г-жи Меркель, который учинил Буш, подкравшийся к зазевавшейся канцлерине. Но нельзя не отметить, что если и принятие лидерами великих держав на своих встречах тех или иных документов и заявлений тоже является лишь частью ритуала, то и зачем тогда весь ритуал? Предупреждал ведь «хозяин» нынешнего саммита незадолго до встречи, что документы должны приниматься не для того, что тут же быть забытыми. И вот, среди прочего, принимается «восьмеркой» заявление по Ближнему Востоку: «Крайне необходимо, чтобы Израиль при осуществлении своего права на самооборону учитывал стратегические и гуманитарные последствия своих действий. Мы призываем Израиль проявлять максимальную сдержанность, стремясь избегать жертв среди ни в чем не повинного гражданского населения и нанесения ущерба гражданским объектам». Очень убедительно. Только непохоже, чтобы об этом тексте кто-то вспоминал спустя уже неделю после принятия. А об остальных?

В числе ритуальных находок, заготовленных шерпами G8 в этом году — и встречавшаяся с «большой восьмеркой» юношеская «восьмерка в квадрате», которая, по мысли устроителей, должна была засвидетельствовать озабоченность молодежи важными общественными вопросами и будущим человечества. И засвидетельствовала. Среди важных озабоченностей оказался и вопрос о бесплатной раздаче презервативов нуждающейся молодежи… Может, полезнее все-таки было бы G8 с религиозными лидерами встретиться?

Хотя, может, лучше действительно было не встречаться. Еще неизвестно, как сильные мира сегодняшнего, числясь почти сплошь верующими, отреагируют на напоминание о Боге. В свое время Солженицына стали называть экстремистом, «русским аятоллой» и т. д. именно после поставленного им человечеству диагноза — «люди забыли Бога, от того и все…».

Формальная религиозность, разумеется, не составляет отличительную черту именно власти. В Испании, например, 80% населения — католики, но значительное большинство при этом в церковь не ходит. И дружно проголосовало на последних выборах за левое правительство, которое первым делом легализовало «браки» содомитов, по просьбе, заметим, 60% так называемого католического населения, и наехало на католическую же систему катехизации. Последнее, видимо, чтобы поменьше напоминали о Боге. В католической Италии, лидер которой на саммите так занял беседой канцлерину, что она не заметила подкрадывающегося с массажем Буша, нынешнее правительство только что победило на выборах с программой, важным элемент которой являлось обещание поддержки все той же содомии. А британский премьер — англиканин, женатый на католичке, — возглавляет правительство, только что предложившее законодателям принять так называемые «правила сексуальной ориентации», которые запрещают любую «дискриминацию лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, выступающих в качестве клиентов при оказании различного рода услуг». Среди «услуг», которые положено будет в обязательном порядке предоставлять содомитам под угрозой уголовного преследования — допуск к церковным таинствам. «Это христофобия», говорят некоторые, весьма немногие, англичане. Но ведь не возражающее против процветания и пропаганды порока большинство населения — члены англиканской церкви? Значит, сегодня Бога забыли уже и бывшие «верные», и не просто забыли, но записывают во враги общества всякого, кто пытается им напомнить о Законе Божием.

Во враги и экстремисты по либеральным понятиям положено записывать и тех, кто пытается хотя бы указать на явную вражду против Бога. Когда у нас недавно заговорили о том, что хорошо бы создать Интернет-сайт, где были бы перечислены те, сознательно противодействует проповеди любви, истины и добра, проповеди, которую и ведет Церковь, это вызвало взрыв возмущения и ненависти. «Это врагоискательство имеет целью увеличение численности своей паствы, и вообще какие это у Церкви могут быть враги, что вы выдумываете?» На вопрос же, как быть со «списками фашистов», распространяемых политтехнологами или «врагоискательством» еврейских организаций в западных странах, составляющих списки антисемитов, ответствовали, что это дело хорошее и либеральное, а вот Церкви указывать на вражду против нее не надо. Низзя…

Интересно, что пока в бывших христианских странах призыв вспомнить о нравственных устоях встречается с устойчивой ненавистью, он, однако, нашел неожиданный отклик в пока еще коммунистическом Китае. Там правительство собирается потратить миллиард долларов на пропаганду идей конфуцианства. Хоть и не о Боге вспомнили, но, по крайней мере, о естественном законе, о чем нам остается только завидовать. У нас, чтобы только пообещали закрыть несколько развращающих детей журналов, пришлось всю Генпрокуратуру поменять. Да и то, пообещать — пообещали, а вот закрыть…

Но вернемся к главным событиям июля. Для православных в России таким было, разумеется, не ритуальное советование в Петербурге, а заседание Священного Синода, прошедшее в Москве. Среди важнейших вопросов церковной жизни, рассмотренных членами Синода, таких, как причисление к лику святых, почитаемых в Русской Церкви, четырнадцати подвижников веры XX века, принесение в Россию десницы св. Иоанна Крестителя, был рассмотрен и вопрос о ходе диалога с Русской Зарубежной Церковью. Синод постановил опубликовать Акт о каноническом общении двух Церквей и, после вступления в силу Акта в силу, провести «архипастырское совещание всех Преосвященных Русской Церкви, проходящих свое служение за границами канонической территории Московского Патриархата». А несколькими днями позже, в интервью Первому телеканалу, Святейший Патриарх Алексий II выразил надежду, что единство двух Церквей будет достигнуто уже к концу года. «Может быть, в конце года состоится совместное богослужение здесь у нас, скажем, в Успенском соборе Московского Кремля, как главном храме Русской Православной Церкви, а затем со всеми приехавшими священнослужителями и иерархами в Храме Христа Спасителя», сказал Предстоятель. Этим, можно надеяться, будет положен предел еще не так давно распространявшимся домыслам и «реквиемам по воссоединению».

Рассмотрел Синод и вопрос о «сурожской смуте». Признано, что «действия епископа Василия, начиная с 24 апреля 2006 года, находятся в принципиальном противоречии с его прежними заявлениями о верности Русской Православной Церкви». Принято решение «в связи с нарушением архиерейской присяги и правил Святых Апостолов 33, Карфагенского Собора 32, Двукратного Собора 15, — временно запретить Преосвященного епископа Василия в священнослужении впредь до его раскаяния или решения дела судом архиереев». Отдельным постановлением Священный Синод напомнил о надлежащем порядке перехода клириков в другие юрисдикции и смысле выдаваемых при этом отпускных грамот, а также принял заявление о неканонических действиях Константинопольского Патриархата, принявшего епископа Василия в свою юрисдикцию. В заявлении говорится, что «столь откровенно небратское по отношению к Русской Православной Церкви деяние Священного Синода Константинопольского Патриархата создает явную угрозу для единства Святых Божиих Церквей, подрывая канонические основы их взаимоотношений». Константинопольская Церковь, констатируют члены Священного Синода Русской Церкви, «высокомерно усваивает себе право вмешательства во внутренние дела других Поместных Церквей. Происходящее свидетельствует о разительном несоответствии нынешних действий Константинопольского Престола православной экклезиологии и каноническому преданию Вселенской Церкви, о крайне опасном помрачении канонического сознания».

Последние события в Суроже, также как и неоднократные попытки вмешательства Константинополя в дела Русской Церкви на Украине, в Эстонии, в Западной Европе — свидетельствуют о том, что Константинополь явно решил «прирастать Москвой». Причем речь, видимо, идет не только о стремлении численно увеличиться — за счет паствы, приходов, целых епархий Русской Церкви. Надо так понимать, что стамбульскую Патриархию ужасно печалит несоответствие ее притязаний на «вселенскость» реальности. А реальность такова, что Патриарху Варфоломею, чтобы задобрить турецкие власти, приходится трудиться в качестве их пиар-агента, убеждать Евросоюз в необходимости принятия в «европейский дом» Турции. Православный Патриарх, рекламирующий страну, в которой проповедь христианства чревата большими неприятностями, — это, конечно, тяжкая доля. Вот и приходится искать способы прибавить себе влияния. Видимо, следует в ближайшее время ожидать появления чего-нибудь вроде доктрины «Стамбул — третья Москва». Найдется так вот в Фанаре эдакий «старец Филофей» и сочинит… Почему «третья», а не «вторая»? Да потому, что «Москва-вторая» уже есть — станция Московской железной дороги. Невместно же столь великой патриархии с полустанком за титул тягаться. Так что — третья.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=1819


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru