Русская линия | Протоиерей Геннадий Беловолов | 26.11.2008 |
Отметим, что «Русская линия» не раз уже поднимала этот вопрос, призывая обратить внимание на то, что при установившемся сегодня астрономическом подходе к историческим датам нарушается их историчность и выхолащивается их духовное содержание. Так, в результате установившейся в России после 14 февраля 1918 г. традиции, стало принято добавлять к дате по юлианскому календарю для в XVIII в. — 11 суток, XIX в. — 12 суток, в XX в. и в XXI — 13 суток. Русская Православная Церковь, тем временем, мудро продолжает следовать юлианскому календарю. В результате, событие, свершившееся, к примеру, в XVIII в. и выпавшее (или специально приуроченное), скажем к дню празднования Владимирской иконы Божией Матери, в наш век празднуется за два дня до церковного празднества. Последним примером такой несостыковки стало празднование в Петербурге 24 ноября дня рождение генералиссимуса А.В.Суворова. Между тем, Суворов родился 13 ноября 1729 г. (по юлианскому календарю), в день, когда Церковь празднует память святителя Иоанна Златоуста. В Церкви этот день сегодня по-прежнему приходится на 13/26 ноября, а в официальном светском астрономическом календаре — на 24 ноября. Вот и получается, что день рождения великого полководца его почитатели отмечают за два дня до дня памяти святителя Иоанна Златоуста, которому, наверняка, молились радостные родители за дарование Богом сына.
«Наши предки воспринимали каждое историческое событие в связи с определенной датой церковного календаря, осмысляя и празднуя с учетом этого дни рождения и дни кончины. В связи с календарным смещением мы сейчас все воспринимаем совершенно иначе. Получается что Куликовская битва, которая произошла на праздник Рождества Божией Матери и, совершенно очевидно, что победа была дарована Ею, сейчас отмечается раньше срока, т. е. происходит отрыв события от церковной даты, и оно лишается своего сакрального смысла. То же самое и с Бородинским сражением. Известно, что оно произошло на праздник иконы Владимирской Божией Матери, защитившей Москву. Это тоже было провиденциальное совпадение, которое вдохновляло участников этой битвы, они знали, что защищают Божию Матерь, защищая Москву. Сейчас в календаре эти даты разнесены и получается, что сражение происходило за день до этого праздника. И такой подход антиисторичен, он направлен против нашей исторической памяти. Не знаю, кто все это придумал, но эффект получился такой, что мы лишаемся своей духовной памяти», — сказал отец Геннадий.
Священник отметил, что в результате такого подхода, «мы не можем адекватно осмыслить исторические события так, как их видели наши предки». «Это явление совсем не безобидное, оно путает всё и вся. Надо, конечно, навести здесь порядок. Ведь это отчетливо проявляется и в датах преставления наших предков, великих людей. Так, например, Федор Михайлович Достоевский умер в день памяти Исаака Сирина — 28 января по юлианскому календарю, а сегодня день его кончины отмечается в другой день. А в результате возникает разрыв удивительного мистического совпадения, ведь в романе „Братья Карамазовы“ важнейшую роль играет книга Исаака Сирина „О подвижничестве“ — это один из духовных контрапунктов романа и потому знаменательно, что Федор Михайлович преставился в день памяти Исаака Сирина. Как в этом не видеть тайну Промысла Божиего? Но в современном календаре это совпадение нарушено, и Промысл Божий уже не виден. Потому это явление несёт не только антиисторический, но и уже богоборческий смысл. По сути, мы отбираем календарь у наших предков, делая его таким, по которому они никогда не жили. По меньшей мере, это не уважительно по отношению к ним. Поэтому необходимо восстановить во всех датах тот календарь, по которому события совершались, и я думаю, на многие вещи у нас откроются глаза и явится тайна Промысла Божиего, явленного в русской истории и в жизни её великих людей. Это один из моментов, которые входят в понятие нашего духовного самосознания и в итоге, возрождения России», — заключил протоиерей Геннадий Беловолов.
Русская линия