ГТРК «Культура» | 27.07.2006 |
Совершив паломничество на Валаам, автор, прежде всего, сумел уловить энергетическую напряженность древней земли, пережившей трагические периоды истории.
В основном на черно-белых (редко — цветных), крупноформатных снимках запечатлены большей частью, суровые вертикальные композиции из каменных плит, испещренных мощными трещинами и омываемых тихой прозрачной или темной водой северного озера. Цвет, несмотря на нежность тонов, только усиливает напряженное противопоставление нежно голубой воды и красных камней.
Человек на изображениях присутствует редко и безлико: силуэтом фигуры звонаря или спинами входящих во врата храма паломников. И только лик святого смотрит на нас с надвратной иконы.
Нечастое появление человека на этих работах, видимо, нужно только для того, чтобы подтвердить человеческую природу самого наблюдателя-свидетеля — автора, обладающего такой философической серьезностью и чувством юмора, старающегося быть ближе к понятию «божественного свидетеля».
Историческая справка:
Валаамский монастырь является одним из самых значимых религиозных и культурных центров России. У историков нет единого взгляда на дату основания Валаамской обители. В основном ее связывают со временами распространения христианства на Руси.
Считается, что в древности на Валааме располагалось главное капище Велеса и Перуна, которым покланялись и приносили жертвы живущие в окрестностях язычники. В средние века монастырь был мощным религиозным центром, объединившим северные земли. К ХVIII-XIX вв. Валаамская обитель стала одной из главных православных святынь. А в 40-е годы XX века, спасаясь от гонений советской власти, монахи ушли в Финляндию. На острове был организован приют для инвалидов и душевнобольных. Монастырь разграбили, а в скитах открыли турбазу.
Сегодня монастырь и остров с его уникальной архитектурой и экосистемой бережно восстанавливаются и постепенно возрождаются.
Выставка Сергея Кункина «Впечатления. Валаам» — в Галерее на Солянке до 6 августа
http://www.cultcorp.ru/doc.html?id=44 955&cid=85