Православие и современность | Елена Луконина | 27.07.2006 |
Наш город нельзя назвать чистым. Этот очевидный факт сложно оспорить. Недостатки в работе коммунальных служб усугубляются безответственностью самих горожан, избавляющихся от мусора «походя». Один из распространенных рецептов борьбы с этим — «повышать общий уровень культуры». Как сообщила пресс-служба городской администрации, для этого «школьники (члены школьных творческих и общественных объединений) вышли на улицы с призывом к ровесникам вести себя культурно и не портить внешний вид родного района». Но можно ли повысить уровень культуры таким оскорбительным лозунгом? Даже плакатная техника соцреализма не позволяла себе таких фривольностей по отношению к «трудящимся"…
Употребление в тексте блатного жаргона наталкивает на мысль, что это призыв жить не по совести, а «по понятиям». Потому что только в этой среде известно, кто такой «лох» и почему ты отождествляешься с ним, когда мусоришь. Вероятно, идея лозунга была позаимствована у украинских политтехнологов времен противостояния Ющенко и Януковича, когда в лифтах расклеивали листовки с надписью: «Не мочись в лифте — ты же не донецкий!»
Организаторы акции могут возразить: «Только такими эпатирующими, хлесткими выражениями можно заставить современного человека задуматься над происходящим». Действительно, привыкшие к резким словам в обыденной речи, современные горожане мало на что реагируют, и поэтому удивить их вежливым обращением гораздо проще, чем сквернословием.
Как можно рассчитывать на понимание и поддержку, если изначально не уважать того, к кому обращаешься? Если сам не ценишь окружающих людей, как можно просить их относиться бережно к окружающей природе? Хочется верить, что хамство — не единственное лекарство от равнодушия. Ведь если следовать этой форме взаимодействия с обществом, то по мере привыкания к этому грубому одергиванию придется пускать в ход более «тяжелую артиллерию» в виде нецензурной брани. Неужели в борьбе за чистоту улиц обязательно замусоривать свою речь?
http://www.eparhia-saratov.ru/cgi-bin/print.cgi/txts/journal/articles/02society/117.html