Русский дом | Наталья Лясковская | 27.07.2006 |
Он был кроток и незлобив — и в том была его сила…
Сергий Радонежский и Стефан Махрищский |
Однако мирное течение монашеской жизни в Киеве было нарушено вторжением в южную часть России князей Литовских, которые передали власть над краем католическому польскому королю. Случилось то, что мы и сейчас видим на многострадальной Украине: католики стали притеснять православных: отбирали храмы, чтобы переделать их в костёлы, запрещали людям молиться по-православному, унижали и избивали православных священников и монахов.
Гонение на Православие в Киеве особенно усилилось в середине XIV века. В то время многие иноки покинули свои монастыри и уединились в безвестных дебрях и пустынях для подвигов поста и молитвы. Преподобный Стефан также ушел из Киево-Печерской лавры и отправился в Москву. Он прибыл в столицу Русского государства в княжение великого князя Иоанна II. Князь благосклонно принял преподобного и часто с ним беседовал. Он предложил подвижнику избрать для жительства любой монастырь в Москве. Но святой Стефан решил поселиться на устье малой реки, названной от урочища Махры — Махрища, в 35-ти верстах от Сергиевой лавры. Первым делом поставил преподобный Стефан на этом месте деревянный крест, а затем срубил келию, выкорчевал вокруг лес для возделывания земли и стал жить там, подвизаясь в посте, молитве и трудах. Когда о святом отшельнике стало известно в окрестностях, к нему начали притекать ревнители благочестия. Сначала преподобный Стефан, стремясь к безмолвию и уединению, не разрешал им селиться рядом, но затем уступил их просьбам, задумав основать монастырь, что и сделал не позднее 1358 года, по благословению святителя Алексия, митрополита Московского. Сперва построили храм во имя Живоначальной Троицы, а затем только трапезную и деревянные келии, которые обнесли оградой. Вскоре святитель Алексий посвятил его в сан пресвитера и назначил игуменом монастыря, а великий князь Димитрий, сын Иоанна, пожаловал обители многие земли. Преподобный Стефан примером своей жизни, кроткими наставлениями учил братию монашескому деланию. Строгий к себе, он был добр и милостив к другим, ни на кого не гневался и трудился более других иноков. Показывая пример нестяжания, преподобный носил грубую ветхую одежду, всю в заплатах. Не только иноки, но и миряне вдохновлялись подвигами святого: некто Григорий, живший недалеко от Троицкой обители, передал монастырю свою землю и другое имущество, постригся в монахи и стал усердным учеником игумена. Впоследствии он принял мученическую кончину от татар.
Когда преподобный Сергий Радонежский удалился из своей обители, то пришёл к преподобному Стефану и попросил у него одного из иноков, который помог бы ему найти уединённое место в окрестных лесах. Преподобный Стефан с любовью исполнил просьбу аввы Сергия и, отпустив с ним добродетельного монаха Симона, проводил их до источника, бившего из земли за три версты от обители. Позднее на месте расставания святых старцев, над источником, была поставлена часовня, к которой ежегодно из Махрищской Сергиевой приходской церкви совершался крестный ход.
Обитель игумена Стефана процветала. Это вызвало раздражение соседей-землевладельцев, особенно живших неподалеку четырёх братьев Юрковских. Они принялись грозить преподобному расправой и даже убийством. Никакие вразумления святого не помогали. Тогда кроткий Стефан, оставив в монастыре вместо себя священноинока Илию, тайно оставил эти места. Сопровождал его лишь верный ученик, будущий мученик Григорий.
В 60 верстах от Вологды, в древнем Авнежском княжестве, близ реки Сухоны, на берегу потока, называемом Юрьев, подвижники соорудили две церкви: одну во имя Св. Троицы, а другую во имя великомученика Георгия. Так была основана Троицкая Авнежская пустынь. Первым её пострижеником стал местный уроженец Константин Дмитриевич, который часть своего имения раздал бедным, а оставшееся пожертвовал новому монастырю и принял монашеский постриг с именем Кассиан (в 1392 году он погиб страшной смертью от рук татар вместе с преподобным Григорием).
Со временем слава об Авнежских иноках дошла до Москвы. Благоверный великий князь Димитрий Донской вызвал преподобного Стефана к себе и сделал в монастырь богатый вклад — ценными богослужебными книгами и другими пожертвованиями. В Москве же святой Стефан познакомился с великокняжеским окольничим Тимофеем Вельяминовым, у которого жил родственник-сирота по имени Косма. Косма мечтал быть иноком, но Тимофей Васильевич предназначал юношу для ратной службы и не соглашался отпустить в монастырь. Косма со слезами стал просить о помощи святого Стефана. Преподобный Стефан, провидя в юноше великого светильника Русской Церкви, постриг его в рясофор и преднарёк ему имя Кирилл. Затем преподобный отвел Косму в Симонов монастырь, где преподобный Феодор (впоследствии архиепископ Ростовский) постриг юношу в мантию. Так, стараниями святого Стефан, в Русском Православии засияла еще одна свеча: преподобный Кирилл Белоезерский.
По просьбе великого князя Московского святой Стефан вернулся в Махрищскую обитель. Он ввел там общежительный устав и в течение многих лет мирно и мудро управлял братией. Достигнув глубокой старости, преподобный Стефан передал игуменство старцу Илии и принял великую схиму. 14 июля 1406 года он, приобщившись Святых Христовых Таин, мирно отошёл к Богу. От тела почившего исходило чудесное благоухание…
По прошествии многих лет Махрищский монастырь сгорел, но был возобновлён игуменом Варлаамом по велению царя Иоанна Васильевича Грозного. В 1550 году при постройке нового каменного храма во имя Живоначальной Троицы мощи преподобного Стефана были обретены нетленными: от них совершались исцеления больных, происходили и другие чудеса. В 1551 г. каменная церковь Св. Троицы была освящена, облачение на престол храма пожаловано было царицей Анастасией Романовной. Другая монастырская церковь, во имя преподобного Стефана, также каменная, была устроена над гробом угодника подаянием доброхотных дателей.
Однажды в праздник Пятидесятницы в обитель собралось до двух тысяч богомольцев. В тот год (по некоторым источникам — 1557) был голод. Игумен Варлаам не знал, как быть: если кормить всех приходящих в монастырь — братия останется без хлеба, не кормить — нарушить завет преподобного, учившего питать всех. С верою обратился Варлаам в молитве к святому Стефану, прося о помощи, а затем повелел монаху Симеону весь имевшийся хлеб разделить на малые части и разложить на столы в трапезной. Симеон мысленно осудил игумена, однако исполнил повеление и произошло чудо: не только все паломники насытились, но еще осталось столько хлеба, что братия питалась им три месяца!
Игумен Варлаам стал и первым собирателем сведений о жизни преподобного Стефана: разыскал записи своего прадеда Серапиона, лично знавшего преподобного Стефана, и записал известные ему чудеса, происходившие у святых мощей. На основе этих записей игумен Данилова монастыря Иоасаф (впоследствии епископ Вологодский), по благословению митрополита Московского Макария, составил житие и службу преподобному Стефану. Служба святому была составлена также и Симеоном Полоцким.
Во времена Самозванца в 1615 г. Махрищский монастырь был разорён. Возобновил его царь Михаил. Со святых мощей преподобного Стефана снят был пояс и вложен, по велению митрополита Макария, в серебряный крест, получивший с тех пор чудотворную и целительную силу.
При советской власти прославленный монастырь снова был поруган.
Только в 1993 году в разрушенном состоянии Свято-Троицкая обитель была возвращена Церкви. Но благодаря помощи Божией, на средства жертвователей (основную часть расходов взял на себя «Росэнергоатом»), обитель к нынешнему времени ожила: восстановлена восточная (Сергиевская) надвратная церковь, возведён Свято-Стефановский храм. Весь монастырь сейчас — благоухающий сад. Приведены в порядок некоторые жилые и хозяйственные корпуса, перестраивается обветшавшая ограда. В 1993 году епископом Владимирским и Суздальским Евлогием на осквернённой территории монастыря был водружён памятный деревянный крест в честь 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, не раз бывавшего в этой обители. Указом Священного Синода от 17 августа 2004 года монастырю присвоен статус ставропигиального.