Православная газета г. Екатеринбург | Протоиерей Григорий Дьяченко | 25.07.2006 |
Братия христиане! Святые первомученики Земли Русской Феодор и Иоанн имели крепкую веру и были христианами не по имени только, но и по жизни. Спросим себя: имеем ли мы веру, подобную им? — даже еще менее: имеем ли мы вообще веру?
Мы веруем, что единородный Сын Божий — Бог пришел на землю для нашего спасения. Мы веруем правильно; но в самом ли деле веруем? — Если мы этому веруем в самом деле, то наше сердце должно радостно восторгаться к Сыну Божию. Как радуются голодные, совершенно обносившиеся и брошенные без призрения дети, когда является к ним их богатый отец! Не тысячекратно ли более нам должно радоваться пришествию к нам на землю единородного Сына Божия, когда, по слову Божию, мы имеем всякий питающий нас хлеб только от Него (Ин. 6, 35), когда без Него мы наги, — срамны (Откр. 16, 15), и бродим, как заблудшие овцы без пастыря (Мф. 9, 36). Наше сердце непременно должно исполняться величайшею радостью! Итак, ежели кто-нибудь из нас остается в своем сердце холоден, нерадостен и бесчувствен, то того вера не вера, а больше или меньше неверие.
Мы веруем, что Сын Божий — Бог, приняв наше человеческое естество, сделался Сыном человеческим, следовательно, нашим братом. — Наша вера правильна; но в самом ли деле мы этому веруем? Если мы этому в самом деле веруем, то всякий раз, когда где-нибудь слышим или вспоминаем об этом событии, нам естественно должно чувствовать живейшую любовь и благодарность к Сыну Божию. Апостол ясно сказывает, что цель, для которой Бог благоволил соделать Своего Сына Сыном человеческим, есть та, чтобы нас — сынов человеческих — усыновить Себе: посла Бог Сына Своего, рождаемого от жены, да всыновление восприимем, говорит св. апостол (Гал. 4, 4, 5). Итак, если кто-нибудь из нас, при вере, не чувствует самой живой любви и благодарности к великому Усыновителю: то того вера не есть вера действительная, а больше или меньше неверие; тому только думается, что он верует, но в нем нет веры действительной!
Учение Сына Божия заключает в себе как прямой, верный, единственный для нас путь к вечному блаженству, так и то, как нам можно избавиться от вечной погибели. — Наша вера правильна. Но в самом ли деле мы веруем? Если этому в самом деле веруем, то учение Иисуса Христа почитаем для себя несравненно важнее, драгоценнее, любезнее и приятнее всего, что в здешней жизни носит на себе имя важного, драгоценного, любезного и приятного, и потому Христово учение составляет для нас самый важный предмет нашего знания и всегдашнее, непременное правило нашей жизни: ибо только по этому учению мы можем спастись. Но если учение Сына Божия для кого-либо из нас не очень важно и любезно и если оно не составляет существенного правила для его жизни; то вера того из нас не есть вера действительная, а больше или меньше неверие: тому только думается, что он верует, а в нем нет веры действительной!
Мы веруем, что Сын Божий на земле пострадал за нас, т. е. был предан, поруган, распят на Кресте и умер для того, чтобы очистить нас от греха, избавить от вечных мук за грехи и даровать нам вечное блаженство. — Наша вера правильна. Но в самом ли деле мы этому веруем? Если мы в самом деле этому веруем, то нам должно крайне ненавидеть наши грехи, истреблять наши греховные наклонности и навыки и всемерно убегать всего того, что доныне влекло нас ко греху и делало грех для нас любезным. Так и поступали все истинно веровавшие в Сына Божия. Апостол утверждал: иже Христовы суть, плоть распята со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Итак, если кто-нибудь из нас не старается умерщвлять в себе все грехи и истреблять греховные наклонности, то того вера не есть вера истинная, а больше или меньше — суеверие.
Мы веруем, что пострадавший за нас Сын Божий воскрес и вознесся на небо, дабы там ходатайствовать о нас у Бога Отца и дабы мы, помня, где Христос, вышних искали, и горняя мудрствовали, а не земная (Кол. 3, 1,2). — Наша вера правильна. Но в самом ли деле мы этому веруем? Если мы этому веруем в самом деле, то не можем прилепляться сердцем к земному; не можем страстно искать ни земных сокровищ, ни земных радостей и удовольствий и никакого земного преимущества пред другими. Потому что, идеже сокровище ваше, ту будет и сердце ваше, говорит Господь (Мф. 6, 21). Потому, если кто-нибудь из нас еще страстно домогается чего-либо земного: чести, славы, отличий, каких-нибудь радостей, богатства и т. п., то вера того не есть вера действительная, а больше или меньше — неверие: тому только думается, что он верует, а в нем нет веры действительной.
Итак, всякий испытай свою веру сам. Кто найдет, что у него нет веры истинной, тот пусть знает, что он, хотя бы был в мире весьма почтен, силен, богат и ни в чем не имел недостатка, в самом деле презрен, слаб, беден и несчастен, потому что Христос совершенно ясно и определенно сказал: иже не имет веры, осужден будет (Мк. 16, 16). Посему всякий, не имеющий истинной веры, пусть немедленно употребит всевозможные способы приобрести веру действительную!