Русская линия | 22.10.2008 |
«Нужно сказать, что нравственный долг выше личных чувств. С точки зрения нравственных требований долг в отношении к Отечеству, к семье, к воинской присяге, к символу веры, к религиозным вопросам, всегда должен быть выше, чем личные предпочтения. Поэтому если рассматривать ситуацию супружеской измены в целом, то оправдать ее нельзя. Нужно называть своими именами: верность должна быть названа верностью, а измена — изменой. Будь то верность Церкви, Родине или супругу. Но если необходимость быть верным Отчизне, быть верным воинскому долгу нам все еще очевидна, то в отношении супружества сегодня все сведено до уровня личных предпочтений. Теперь стало принято считать, что человек волен поступать в этом вопросе как ему нравится, может не устоять перед наплывом новых чувств. Но это проявление сентиментализма и индивидуализма, которые тают как снегурочка в лучах прямых требований морального долга», — заметил отец Андрей.
По его словам, «православный человек должен всегда помнить, что моральный долг выше чувства, вне зависимости от того, что я на данный момент хочу или не хочу, что мне сейчас нравится, не нравится». «Для нас установлены максимальные требования, и никто их с человека не снимает. Как бы тяжело не сплетались людские судьбы, какие бы узлы из всего этого не возникали — есть категорические императивы в нравственной области», -сказал пастырь.
Отвечая на вопрос, почему современный человек, осуждая измену Родине, зачастую совершенно лоялен измене супружеской, отец Андрей сказал: «Это происходит из-за того, что люди непоследовательно мыслят. Современный человек раздроблен в своих нравственных ощущениях, раздроблен в области мышления, в результате чего он совершает нравственные мировоззренческие скачки, мыслит несовместимыми категориями и оправдывает вещи оправданию неподлежащие. Все это от неумения думать и от непоследовательности. Потому что верность Богу, Родине и супругу — это триединая верность, это такое же триединство как триединство красоты, добра и истины, или триединство таких чувств, как жалость, сострадание и благоговение. А люди просто зачастую не додумывают до конца и не могут вывести правильный ответ из простых посылок. Это все от недодумывания, ведь как сказал кто-то из великих — думать легко, а додумывать трудно. Мы просто недодумываем до конца и не делаем конечных выводов из очевидных вещей. Именно поэтому люди и выделяют область личных отношений в некую специфическую среду и считают, что в ней они абсолютно свободны. На самом же деле это совсем не так. Более того, никто из нас не грешит в одиночку, никто из нас не может быть абсолютно свободен без ущерба для окружающих в своих греховных предпочтениях, поскольку эти вещи гораздо более значимы, чем нам иногда кажется», — заключил протоиерей Андрей Ткачев.
Русская линия