Русская линия | 22.10.2008 |
«Фильм никого не оставил, да и не мог оставить, равнодушным. Сегодняшнего зрителя трудно „пронять“. Но если это случается, значит — успех налицо. И так ли уж существенно, в данном случае, стопроцентное соответствие „историзму“? Игорь Тальков исполнял песни в „неуставном“ кителе с погонами полковника и солдатскими Георгиевскими крестами. Но его талант бил в сердце. Это был сильный, искренний талант, который мог вызывать только ненависть или любовь. Такая же искренняя, чистая, яркая сила эпохи показана в фильме о днях страшной „русской Смуты“. Та же любовь и ненависть. То же противостояние добра и зла. То же самое состояние „на грани“, требующее колоссальной духовной борьбы. Именно это напряжение, стальную непримиримость и веру выражало русское офицерство. Ярко горящий, обоюдоострый меч в терновом венце „крестного пути“ Ледяных походов стал их символом. Меч надломленный, но не заржавевший…» — отметил в своем комментарии В.Цветков.
По мнению историка, «вся талантливая, творческая группа почувствовала и передала зрителю внутреннюю силу тех роковых лет. Искреннее, честное переживание каждой роли — главный успех фильма, что трудно объяснить, а можно только почувствовать душой и совестью…»
«Отрадно, что Верховный правитель показан носителем Верховной российской власти, а не одним из зауряд-правителей на территории бывшей Империи. Меч неизменно спаян с Крестом. Крестом, осенявшим тот нелицемерный духовный подъем в белой Сибири 1919 года. Это отразилось и в создании дружин крестоносцев, и в деятельности Братства Святителя Гермогена. В фильме показан архиепископ Омский Сильвестр (Ольшевский) — духовник Колчака. Он привел Верховного Правителя к присяге. Владыка Сильвестр остался в городе и принял мученическую кончину через несколько дней после убийства Колчака в Иркутске. Керенский показан очень точно. Но нельзя забывать, например, что последний глава Совета министров В.Н.Пепеляев был отнюдь не слабым и безвольным неврастеником, умоляющим „расстрельную команду“ о пощаде, а волевым, энергичным лидером Восточного отдела ЦК кадетской партии. Пепеляев был первым комиссаром Временного правительства в Кронштадте, едва не погиб от „революционных матросов“, был в числе тех, кто поддерживал Колчака в момент его прихода к власти и остался с ним до конца. Пепеляев, еще будучи министром внутренних дел, участвовал в разработке проекта созыва Всесибирского Земского Собора. Несомненно, заслуживают дальнейшего развития образы Государя Императора и генерала Каппеля», — отметил В. Цветков, говоря о главных действующих лицах фильма.
«Остается надеяться, что все сюжетные линии, намеченные в широкоэкранном фильме, будут раскрыты в многосерийном варианте. Тема истории России начала ХХ века неисчерпаема и благодатна для кинематографа», — добавил он.
«Многим представляется неуместным, что „восприятие фильма на Западе“ ассоциируется с „Титаником“ и т. д. На мой взгляд, наоборот, — замечательно, что историческая Россия постепенно будет восприниматься в мировом кинематографе с Государем Императором и Верховным правителем, а не с бесчисленными и бессмысленными „пламенными революционерами“. Как научный редактор военно-исторической серии „Белые воины“ могу отметить, что сложившийся коллектив историков — авторов книг „Каппель и каппелевцы“, „Генерал Дитерихс“, „Верная Гвардия“ готов помочь в проведении необходимых консультаций. 18 ноября исполняется 90 лет со дня провозглашения Колчака Верховным правителем России. Фильм „Адмиралъ“ — достойный символ памяти тех дней…», — заключил Василий Цветков.
Русская линия