Православие в Украине | Священник Андрей Дудченко | 24.07.2006 |
Копия обращения к Митрополиту
Вчера в мой почтовый ящик пришло письмо. В нем меня пригласили принять участие во всеукраинском «покаянном крестном ходе», который организовывает в Киеве Союз православных братств. Крестный ход приурочен к годовщине убиения семьи последнего российского императора Николая Романова.В листовке, вложенной в письмо, организаторы сообщают, что в день расстрела царской семьи был разрушен «институт царской власти как фундамент благополучного состояния Церкви» (здесь и далее курсив мой. — Авт.), что ввергло страну в пропасть безбожия. Более того, этим наши предки «нарушили клятву верности царю, составленную святыми отцами еще в 1613 году». Слова проклятия «тяжким пятном легли на народ и его потомков». Это привело к вырождению народа, которое невозможно остановить без «соборного покаяния». Выражением такого рода покаяния, видимо, и призван стать организуемый братчиками крестный ход, на который приглашаются «все, кто верит в исключительную силу молитв святых царственных мучеников». Скрепляется все это «благословением Церкви», в знак которого приводится копия обращения к Блаженнейшему Митрополиту Владимиру с просьбой о благословении крестного хода, на котором Предстоятель Церкви написал: «Благословляется (без политики)».
Казалось бы, ну хотят люди помолиться, и слава Богу, вот и Митрополит Владимир благословил. Но сравним слова прошения, подписанного Предстоятелем, с текстом листовок. «Смиренно просим Вашего благословения на проведение покаянного крестного хода в день памяти святых царственных мучеников-страстотерпцев 17 июля с.г.», — читаем в копии прошения. И всё. Никаких «богословских» построений, ностальгии по самодержавию, слов о проклятии всего народа. Даже царская семья названа страстотерпцами, а не просто мучениками. И это правильно, ведь Николай Романов, его супруга Александра и дети Алексей, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия не так давно были канонизированы Русской Православной Церковью именно в лике страстотерпцев, а не мучеников. «Мученик» — перевод на русский язык греческого слова «мартис», что означает «свидетель», этим словом обозначаются люди, которые своей смертью засвидетельствовали веру во Христа. Царская же семья приняла смерть не за веру, а по политическим мотивам, и их поведение после ареста, христианское терпение скорбей и невинная смерть стали поводом к тому, чтобы канонизировать их как страстотерпцев — христиан, пострадавших невинно, но не мучеников за Христа.
Покаянный крестный ход в Одессе
Наш Предстоятель, разумеется, не мог благословить то, что написано в листовках, которые распространяют организаторы крестного хода. Царская власть на Руси, особенно во время правления Романовых, отнюдь не была «фундаментом благополучного состояния Церкви», начиная от времен Петра Великого, упразднившего патриаршество, Екатерины с ее закрытием монастырей и секуляризацией церковных земель (осмелившись выступить против которой, был замучен до смерти священномученик Арсений (Мацеевич)) и заканчивая последним императором страстотерпцем Николаем, только после отречения которого от престола Церковь смогла собрать Поместный Собор и возродить патриаршество. Но это не главное. В конце концов, кому-то ближе один строй правления, иному — другой, а Церковь открыта для людей разных политических взглядов. Гораздо важнее другое.Авторы листовки совершенно серьезно заявляют, что убийство царской семьи лежит проклятием на всем нашем народе, исцелить которое может лишь некое «соборное» покаяние. На чем основывается такое утверждение? На песке псевдобогословских размышлений.
Действительно, убийство — грех, а убийство невинных людей — грех еще более тяжкий. Но может ли грех одного человека или группы людей передаваться другим людям или потомкам? Библейское богословие и богословие православное отвечает: нет. В отличие, кстати, от богословия католического, где, например, грех прародителей Адама и Евы рассматривается как «наследственная вина», передаваемая потомкам. В православном богословии нет понятия о вине или проклятии, передаваемом от согрешивших родителей следующим поколениям. Так, мы не отвечаем за грех Адама и Евы, но мы несем последствия совершенного ими греха. Грех — нечто вроде наследственной болезни, которая повреждает природу человека, делая ее смертной и расположенной ко греху в дальнейшем. Но мы не несем ответственности за то, что восприняли наше естество таковым от наших родителей. Мы должны не каяться в грехе Адама и Евы, но исцелять природу, полученную нами от них, через причастность Христу.
Тезис о том, что дети не несут вины отцов, встречается еще в Ветхом Завете. Пророк Иезекииль в начале 18-й главы своей книги пишет: «И было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: „отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина“? Живу Я! — говорит Господь Бог, — не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле». И далее: «Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18:1−3, 20). Нет необходимости каяться в тех грехах, которые мы не совершали.
Не понимать этих элементарных вещей — значит не понимать вообще, что такое православие. Ибо наша вера — это не набор красивых обрядов, не иконы и не акафисты. Это путь, ведущий ко спасению во Христе. На этом пути есть ориентиры — учение Библии и отцов Церкви. Незнание их и приводит к тому, что выдумывается некое «соборное покаяние» в несовершенных нами грехах. Это уловка лукавого: отвлечь внимание человека от реальных проблем, от покаяния в собственных грехах, переключив его на борьбу с ветряными мельницами. Срабатывает отлично. Остается лишь задать один вопрос организаторам «покаянного крестного хода»: допустим, что такое покаяние все-таки обосновано, и если так, проясните, почему вы уже который год подряд устраиваете эту акцию? Сколько же лет подряд необходимо «каяться» в одном и том же?