Пресс-служба Псковской епархии | Монахиня Елизавета (Беляева), Священник Виталий Скнар | 24.07.2006 |
Лишь два европейских государства могли в те годы соперничать с нею в значении и мощи: на востоке Европы — древняя Византийская империя, на западе — королевство Саксов. Сердце мудрой Ольги открылось святому Православию, и таинство Крещения совершил над нею Патриарх Константинопольский Феофилакт (933−956), а восприемником был сам император Константин Багрянородный (912−959). Ей было наречено в Крещении имя Елена в честь святой Равноапостольной Елены (память 21 мая), матери святого Константина. В назидательном слове, сказанном по совершении обряда, Патриарх сказал: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих».
Святая Ольга первая восприняла Православие и принесла его на языческую Русь. Псков имеет самое прямое отношение к святому имени. Имя будущей просветительницы Русского края и ее родины — Пскова впервые называет летопись «Повесть временных лет» — «и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу». Устроительница первых православных храмов, будучи Киевской княгиней, она дала злата и серебра для строительства первого храма Святой Живоначальной Троицы в Русской земле во Пскове в X веке.
Место строительства церкви было указано Ольге свыше «Лучом трисиятельного Божества». Псков с того времени называется Домом Святой Троицы. Она, наша землячка, начала создавать Русь Святую. И Собор Троицкий знаменит не только своей древностью, но он избран Богом через святую Ольгу, и это благословенные места. Наша радость и благодарность Господу за то, что Он избрал нас молиться и служить в этом Соборе, нести людям свет веры православной.
Настоятель псковского храма Успения Божией Матери (с Пароменья) священник Виталий Скнар о событии:
«Святая Равноапостольная великая княгиня Ольга — мудрая и сильная объеденительница земель, крестная праматерь Руси. Будучи язычницей, она хранила верность мужу, что не свойственно язычникам, при этом она очень сильная женщина со стальной твердостью характера. Как рассказывает ее Житие, Ольга сохраняла женственность, чисто женские качества своей натуры, в ней была гармония, соединявшая противоположности, в ней было единство абсолютно разных качеств.
Ныне многое выродилось в женском характере по тем или иным причинам, мы стараемся жить не по образцу Святой Руси и нашей Великой Святой княгини Ольги, а по западному примеру, в котором превалирует неженское качество, качество силы характера. У нас пропагандируется и культивируется эмансипация, но женщина должна выполнять свое естественное, определенное Богом, предназначение хранительницы домашнего очага. Женская природа многогранна, и потеря женского потенциала, потеря того, для чего предназначена женская природа, изменяет женщину.
Не сомневаюсь, что истребить истинные черты женского характера, которые делают наших женщин, похожими на святую Ольгу, невозможно, но идеальным все — таки остается сохранение женщиной женского начала, тогда в нашем обществе не будут изменяться социальные роли мужчины и женщины на противоположные. Святая Равноапостольная Ольга, как пример правительницы древней Русской земли, ее христианского начала, остается для нас всех великими образцом женщины — христианки».
Игуменья Спасо — Елеазаровского монастыря Елисавета (Беляева):
«У Руси есть особенность — она находится под покровом святой Девы Богородицы, имеет особое покровительство Божией Матери. Особое заступничество, особое ходатайство Ее за Россию, за русский народ. Россия — есть удел святой Богородицы. И для Руси важно материнское начало, потому что Матерь Божия — есть матерь всех живущих. Новая Ева. Которая исполнила то, что не исполнила Ева первозданная. И сама Русь Святая проявится Промыслом Божиим через женщину, причем, через женщину, исполненную величия, мудрости глубокой, исполненную совершенства духовного и нравственного, мужества, которое свойственно обычно мужам, а не женам.
Святая Равноапостольная княгиня Ольга была первым государственным человеком на Руси. Будучи совершенной матерью, совершенной женой, она стала совершенным общественным деятелем. Она — родоначальница русского княжеского рода, русской государственности. Ее внук, князь Владимир, шел по ее стопам. Она строила храмы, она устрояла церкви, ставила поклонные кресты, рушила языческие капища. Она совершала величайшую духовную работу на Руси. И, конечно, ей была дорога ее любезная родина — Псков. Здесь как раз больше всего тех знаков, которые она оставила в память о христианстве, давая отметины тому, что она есть русская жена — христианка.
Наверное, сама Царица Небесная воздвигла эту великую княгиню, русскую женщину, которая во всей истории Вселенной стоит особняком, и ни один государственный муж не сравниться с нею, потому что в этом слабом сосуде женской явилось невероятное мужество, даже мужам, не свойственная сила духа, невероятная мудрость. Это был особый Божий дар великой княгини. И мы говорим о ней, как о нашей праматери для Руси. Она — Ева, духовная мать, которая покровительствует нам.
Святая Ольга — пример величайший во всей истории человечества, и можно только с благоговением и страхом взирать на эту святыню ее величайшей небесной души. Нигде и ни в чем никого не предала истинная хранительница своего домашнего очага, а очаг был очень большой — целая Русская земля, и вся Русь для нее была родным домом и пеклась она о ней, как заботливая мать».
Псковская топонимика сохранила немало названий, связанных с присутствием великой псковитянки на Псковской земле: деревни Ольженец и Ольгино Поле, Ольгины Ворота — один из рукавов реки Великой, Ольгина Гора и Ольгин Крест — близ Псковского озера, Ольгин Камень — у села Выбуты, на родине Княгини. В Троицком Соборе сохраняется икона св. Ольги. Ее автор — архимандрит Успенского Печерского монастыря Алипий (XX в.). Великая княгиня Ольга прославила Бога всеми делами своими добрыми, и Бог прославил ее.
http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=1959