Русская линия | 10.10.2008 |
«Критика не должна нарушать церковную дисциплину и мир, не должна разрушать единство, которое с таким с трудом создается в нашем разделяющемся мире. Даже если слова Диомида в чем-то соответствуют действительности, — та форма, которую он избрал, и его непримиримость не только обесценивают, но и делают вредным его стремление что-то исправить. Поэтому, Церковь была вынуждена с прискорбием применить столь строгие меры, — тем более что Диомиду было дано достаточно времени, чтобы осознать ошибки и принести покаяние», — отметил священник.
«Здесь необходимо понимание внутреннего духа свободы в Церкви и ее самосознания. Ведь церковная жизнь строится по законам духовной свободы, но эта свобода не безгранична. Она ограничивается веками проверенными и Богом установленными канонами. И это вовсе не значит, что Церковь не терпит критики. Так, например, сам Патриарх постоянно обращает внимание на недостатки в церковной жизни», — подчеркнул протоиерей Александр Ильяшенко.
По мнению же клирика храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиерея Олега Стеняева, «обличения» бывшего епископа Диомида работали не на очищение Церкви, а на ее разрушение. «Критерием правильности критики является для нас Святое Евангелие, где говорится: „Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь“ (Мф. 18: 15−17). Это слово Божье, которое не может быть пересмотрено. Если мы будем отходить от евангельских принципов, то мы уже будем другой Церковью, а не Христовой», — сказал отец Олег.
«Нарушение церковных правил недопустимо. Епископ имеет право обращаться к своей епархии, приходской священник может с амвона обличать заблуждения своих прихожан, у Патриарха свои права. Но высший орган церковной власти — это церковный Собор. И эти принципы надо сохранять. Еще один важнейший критерий православности — литургическое общение с другими епископами. Прекращение такого общения является признаком отпадения от полноты Православия», — напомнил известный священник. «А „обличения“ Диомида больше похожи не на его личное мнение, а на чье-то коллективное творчество, направленное против Церкви», — заключил протоиерей Олег Стеняев.
В свою очередь настоятель домового храма МГУ протоиерей Максим Козлов подчеркнул, что «Православная Церковь — не партия, не клуб филателистов и не домовый комитет», а потому «принципы демократического плюрализма не являются для нас определяющими». «Церковь построена иерархично. Это значит, что люди, которые исповедуют себя православными христианами, тем самым приемлют, с одной стороны, незыблемость ее догматического учения, которое никем и никак не может подвергаться критике и пересмотру, а с другой стороны — наличие в ней определенного порядка, установленного канонами в отношении тех, кто выступает против официальной церковной позиции — той точки зрения, которую выражает священноначалие», — подчеркнул отец Максим.
«Епископ Диомид, действительно, наряду с темами запредельными для трезвого церковного сознания, поднимал и вопросы, в самом деле требующие рассмотрения полнотой церковного разума. Но его подход, его противопоставление собственной абсолютной правоты священноначалию, которое он заранее уже осудил и в душе, и эксплицитно, — есть путь для церковного человека и тем более для иерарха неприемлемый», — отметил священник.
«Каноны говорят, что даже в случае несправедливого осуждения желающий добиваться восстановления правоты должен сначала признать это осуждение и подчиниться ему, а потом уже идти путем законного церковного судопроизводства, аппелируя к высшим церковным инстанциям. В данном случае о подобном говорить не приходится», — констатировал священник.
«Очень хотелось бы думать, что и в данном случае мы сумеем разделить неправоту его личного неканоничного подхода, который несомненен для любого трезвомыслящего православного человека, от необходимости не замолчать целый ряд тех богословских тем, которые он поднял и которые действительно актуальны: от отношений Церкви к государственной власти, до проблемы межконфессиональных контактов», — заключил протоиерей Максим Козлов.
Русская линия