Русская линия | 09.10.2008 |
Как сообщает Newsru.com, еженедельник Times Higher Education — посвященное образованию приложение к британской газете Times — опубликовал очередной рейтинг лучших учебных заведений мира. Подобные рейтинги публикуются с 2004 года, и в них, как правило, доминируют университеты из Соединенных Штатов и Великобритании. Московский государственный университет имени Ломоносова, еще два года назад занимавший в рейтинге THE-QS 93-ю строчку, в этом году не попал даже в первую сотню, заняв лишь 183 место из 200 возможных. К примеру, во второй сотне вместе с российским вузом находятся, в частности, Текнион (Израильский технологический институт), два индийских технологических института — в Дели и Бомбее, таиландский университет Чулалонгкорн, южнокорейский Университет науки и технологии, швейцарские Лозаннский и Бернский университеты, аргентинский Университет Буэнос-Айреса и другие.
К слову сказать, МГУ недавно возглавил российский деловой рейтинг вузов, при составлении которого оцениваются не инновации или вклад в науку, а карьера выпускников. Это произошло после того, как администрация Московского государственного университета выступила за составление альтернативного перечня лучших отечественных университетов. Ректор МГУ Виктор Садовничий объявил в ходе приемной кампании, что ему «надоело» то обстоятельство, что «согласно популярному рейтингу газеты The Times, в список 50 лучших вузов мира, кроме МГУ, входит только три российских университета — Новосибирский, Томский и Санкт-Петербургский». Садовничий предложил создать рейтинг российских вузов, так как, по его мнению, «The Times берут за основу недостоверные сведения, которые отбрасывают российские вузы порой на 60−100 позиций вниз». Издание использует шесть показателей, в частности, число упоминаний вуза академическим сообществом, долю в нем иностранных студентов, а также соотношение числа сотрудников и студентов вуза, пояснил ректор МГУ. Садовничий рассказал, что был проанализирован один из этих показателей. «Так, если бы в отношении МГУ учитывалось правильное соотношение числа студентов к преподавателям (на 1 преподавателя в МГУ приходится 4 студента), то мы заняли бы первое место, обогнав Гарвард, где на 1 студента приходится 4,7 преподавателя», — заявил он и добавил, что даже при учете одного показателя МГУ в рейтингах The Times поднялся бы на 60 позиций.
Пока же в первой десятке рейтинга THE-QS — шесть американских вузов и четыре британских: на первом и втором местах Гарвард и Йель; на третьем и четвертом — Кембридж и Оксфорд. При составлении рейтинга учитывались мнения почти 4 тысяч ученых, которых попросили назвать 30 лучших университетов для исследовательской работы в их области, мнения почти тысячи студентов и аспирантов, отношение числа факультетов к числу студентов и успехи того или иного университета в привлечении иностранных студентов и профессоров.
Как отметил профессор Добреньков, в формировании рейтингов вузов немаловажную роль играет реклама. «Вообще, на Западе пытаются прорекламировать западные вузы, особенно американские, путем рейтинга. Обучение сейчас, особенно иностранных учащихся, приносит западным университетам огромный доход. Соединенные Штаты, например, рекрутируя молодежь из разных стран, получают миллиарды долларов. Надо понимать, что американцы получают таким образом не только доход, они к тому же проводят идеологическую, мировоззренческую подготовку специалистов из других стран, — Китая, Индии и многих европейских стран», — отметил ученый.
«Совершенно очевидно, что все эти рейтинги очень тенденциозны. Это один из самых эффективных способом рекрутации в свои вузы потенциальных студентов. Это также попытка принизить наше образование. Вообще одним из способов борьбы в информационно-психологической войне, которую ведут Соединенные Штаты и Запад в целом против России, является попытка скомпрометировать наше образование», — отметил эксперт.
«Общеизвестно, что наше образование имеет богатые традиции. Никто не будет спорить, что эра космической техники наступила благодаря запуску спутника, созданного нашими учеными. Это свидетельствовало о том, что у нас очень высокий уровень образования. Конечно, наше образование не лишено проблем, идут дискуссии об улучшении системы нашего образования, идет модернизация образования», — подчеркнул ученый.
«Публикуя эти рейтинги, Запад пытается разрушить наше образование, прагматизировать его. Мы же всегда упор, как правило, делали на то, чтобы дать студентам более широкое, фундаментальное образование, чтобы сформировать у выпускников высокую научную культуру. На Западе же пытаются подорвать наши образовательные традиции; они считают, что Россия должна готовить исключительно одних ремесленников. Именно из этих соображений идут предложения с Запада по внедрению в нашу систему высшего образования бакалавриата и других европейских новшеств», — отметил декан социологического факультета МГУ.
«Надо спокойнее реагировать на подобные рейтинги. Мы сами должны создавать центры такого рода, которые могли бы составлять рейтинги, разрабатывать критерии оценки вузов. Если мы создадим собственные центры, которые будут составлять рейтинги вузов России и сопоставлять наши вузы с западными университетами, то только в этом случае можно будет говорить о настоящем соперничестве, в результате которого правда неминуемо вылезет наружу», — заключил Владимир Добреньков.
Русская линия