Русская линия | 08.10.2008 |
Депутат отметил, что, невзирая на заверения Нацсовета, в отсутствии требований перевода каналов с русского языка на украинский, «четко прослеживается политический мотив насильственной украинизации со стороны этого государственного органа». «Так, в порядке эксперимента после многочисленных придирок Нацсовета к русскоязычной рекламе и предупреждения о закрытии, одна юго-восточная телекомпания (какая, к слову, судится с Нацсоветом) начала транслировать русскоязычные версии рекламы на английском, французском, немецком и все претензии у Нацсовета исчезли. Так к чему здесь права потребителя? Зачем ими прикрываться?», — вопрошает украинский политик.
В. Колесниченко также отмечает, что требование Нацсовета к кабельным операторам отказаться от зарубежных телеканалов, главным образом российских, из-за того, что они «не адаптированы к украинскому языку», абсолютно незаконно. «Требование перевода телеканалов на украинский язык, — незаконно, ни одной нормой законодательства и даже решениями Нацсовета не регламентировано, более того — не касается понятия „содержания программ“», — подчеркивает парламентарий. Политик обращает особенное внимание на то, что «к перечню каналов, трансляцию которых прекратили в Украине, Национальный совет внес социальные каналы ОРТ, РТР, и другие. При этом в список не попали эротические каналы XXL, Аdult channel, каналы сексуальных меньшинств. Встает вопрос — что, русский язык в Украине страшнее порнографии?» — недоумевает депутат.
«Фактическое запрещение на ретрансляцию русскоязычных каналов в Украине, прямо противоречит статьям 10, 11 и 92 Конституции Украины (в части гарантирования Украиной свободного развития, использования и защиты русского языка и регуляции этого вопроса исключительно законами), Закону Украины „О ратификации Европейской Хартии региональных языков или языков меньшинств“ (в части обязанности Украины принимать надлежащие меры для того, чтобы радио-, и телеорганизации транслировали программы региональными языками или языками меньшинств; поощрения трансляции телевизионных программ региональными языками или языками меньшинств на регулярной основе; поощрения создания и распространения аудио- и аудиовизуальных произведений региональными языками или языками меньшинств и/или способствовать такому созданию и распространению), обязательством перед Советом Европы, Закону Украины „О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов“, Закону Украины „О языках“, Закону Украины „О информации“ и статьи 10 Закона Украины „О телевидении и радиовещании“», — говорится в заявлении Колесниченко.
Вместе с тем, отмечает он далее, «в последних действиях Национального совета Украины по вопросы телевидения и радиовещания прослеживается не только правовой нигилизм и пренебрежение главными принципами сосуществования в демократичном обществе, но и четкий экономический расчет»: «Фактически главное требование так называемой „адаптации“ телеканалов сводится к вырезке чужой рекламы и вставки своей. Иначе как телебандитизмом и рейдерством это назвать сложно. Для этого планируется уничтожить существующих кабельных операторов (в интересах больших западных провайдеров) и создать посреднические компании, которые бы с благословения Нацсовета представляли интересы зарубежных телеканалов. Такой практики нет в ни одной стране Европы. Это можно оценивать как банальный передел рекламного и медийного рынка на Украине под политическим прикрытием. Ведь медийный рынок на Украине — кусок лакомый, измеряется сотнями миллионов долларов».
Обращая внимание на тот факт, что государственная власть Украины помимо прочего навязывает кабельным операторам «универсальную пакетную услугу», в которую внесен лишь один государственный канал, а остальные 13 — частные (т.е. Нацсовет принуждает кабельных операторов бесплатно работать на одобренные им частные телеканалы), Колесниченко заключает: «Создается впечатление о появлении в нашем государстве своеобразного сверхконституционного с суперполномочиями органа, который единолично, избирательно трактует законодательство в сфере телевидения и радиовещания, манипулирует понятием „государственной политики“ и не забывает о коммерческой составляющей регуляции медиапространства».
«Граждане же Украины, провайдеры и телерадиокомпании имеют полное право не исполнять это противозаконное распоряжение. Ведь их защищает статья 60 Конституции Украины: «Никто не обязан выполнять явно преступные распоряжения или приказы»! — подчеркивает Вадим Колесниченко.
Русская линия