Правая.Ru | Кирилл Фролов | 21.07.2006 |
19 июля вторым по счету заседанием завершилась летняя сессия Священного Синода Русской Православной Церкви, на которой были рассмотрены стратегические и тактические вопросы миссии Русской Православной Церкви.
Один из важнейших вопросов — миссионерская стратегия Русской Церкви в связи с бурно развивающимися и активно поддерживаемыми антихристианскими силами амбициями Константинопольского Патриарха Варфоломея, мечтающего стать «непогрешимым папой» православного мира и произвольно изменяющему церковные каноны с этой целью. Напомню, что аналогичные амбиции Римского патриарха привели в 1054 году к его отторжению от Вселенской Православной Церкви. В связи с принятием Константинопольским Патриархатом группы либеральных деятелей русофобской ориентации во главе с епископом Василием Осборном, однофамильцем лидера рок-группы «Черный шабаш» Оззи Осборна, Священный Синод принял Заявление, из которого следует, что Константинопольский Патриархат грубо попирает каноны Церкви и это попрание несет угрозу Православию как таковому: «Сохранение единства Вселенского Православия и мирное свидетельство о Евангелии Христовом Поместных Православных Церквей с необходимостью требует, чтобы в отношениях между ними соблюдались незыблемые нормы, определенные правилами Святых Апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов Церкви». Далее в заявлении Св. Синода разъясняется, чем стамбульский Патриарх Варфоломей нарушил церковные каноны, являющиеся «Конституцией Церкви»:
«В частности, священные каноны повелевают, «да сохраняются преимущества Церквей» (Первого Вселенского Собора правило 6), и предостерегают, «дабы никто из боголюбезнейших епископов не простирал власти на иную епархию, которая прежде и сначала не была под рукою его или его предшественников» (Третьего Вселенского Собора правило 8). Нарушение этого основоположного канонического принципа отцы Третьего Вселенского Собора в том же правиле характеризовали как «дело, вопреки постановлениям церковным и правилам Святых Апостолов нововводимое, и посягающее на свободу всех», почему и указали наперед, что если кто «предложит постановление, противное тому, что ныне определено, угодно всему Святому и Вселенскому Собору, да будет оно недействительно».
Между тем, согласно распространенному сообщению из секретариата Священного Синода Константинопольского Патриархата, подтвержденному затем письмом Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея, 8 июня сего года в юрисдикцию Константинопольского Патриархата принят бывший епископ Сергиевский Василий, недавно уволенный от управления Сурожской епархией Московского Патриархата. Преосвященный Василий, как сообщается, избран викарием архиепископа Команского Гавриила с титулом епископа Амфипольского и включен в состав экзархата православных приходов русской традиции в Западной Европе, находящегося в юрисдикции Константинопольского Патриархата.
Это постановление Священный Синод Русской Православной Церкви, по силе вышеуказанного определения Вселенского Собора, признает недействительным и противоречащим священным канонам. Епископ Василий остается подведомственным юрисдикции Московского Патриархата, и решение относительно дальнейшего его положения является прерогативой Священноначалия Русской Православной Церкви.
Вместе с тем, столь откровенно небратское по отношению к Русской Православной Церкви деяние Священного Синода Константинопольского Патриархата создает явную угрозу для единства Святых Божиих Церквей, подрывая канонические основы их взаимоотношений. Ибо данным решением Святейшая Константинопольская Церковь, вопреки многочисленным соборным определениям (I Вселенского Собора правило 6, II Вселенского Собора правило 2, III Вселенского Собора правило 8, Сардикийского Собора правило 3), высокомерно усваивает себе право вмешательства во внутренние дела других Поместных Церквей. Происходящее свидетельствует о разительном несоответствии нынешних действий Константинопольского Престола православной экклезиологии (фундаментальному учению о Церкви) и каноническому преданию Вселенской Церкви, о крайне опасном помрачении канонического сознания…
Более того, Константинопольской Патриархией фактически заявлено о готовности действовать подобным образом и впредь, что может еще более усугубить опаснейшие церковные нестроения.
Таким образом, Русская Православная Церковь поставила вопрос об отступлении Константинопольского Патриархата от Православия ребром. Аргументы Московского Патриархата неопровержимы и сокрушительны. Поместные Православные Церкви не могут не быть озабочены амбициями стамбульского Патриарха Варфоломея — новый «папа» православным не нужен, со старым бы все проблемы разрешить…
Сам епископ Василий запрещен в священнослужении. На сам деле, его уход не является серьезной трагедией для Русской Церкви. С ним ушла группа нелюбящих Русскую Церковь и Россию либералов, пытавшихся паразитировать на наследии великого современного миссионера и богослова митрополита Антония (Блюма), мыслящих не в категориях Православия как Истины, просвещающей мир, а в категории «приятного междусобойчика». Подобная психология, характерная не только для антирусски настроенных либералов, является убийственной для Русской Церкви, для ее вселенской миссии. После «художеств» микроскопического Константинопольского Патриархата только крупнейшая в мире Русская Православная Церковь способна стать лидером мирового Православия, свидетельствуя об Истине, в первую очередь, своими аргументами, авторитетом и, главное, делами. Это касается и Православия в Британии. Принципиально сохранить для Русской Церкви кафедральный собор в Лондоне — детище приснопамятного митрополита Антония, бывшего последовательным сторонником Русской Церкви. Уход в раскол любителей «междусобойчика» освобождает поле для активной миссионерской деятельности как среди двухсоттысячной русской диаспоры, так и среди англичан и шотландцев, все более разочаровывающихся в англиканской церкви, «рукополагающей» содомитов в «священный сан».
В результате вырождения англиканства некогда христианская Британия стала плацдармом ваххабитского ислама. В Лондоне — крупнейшая в Европе мечеть, лидеры «интеллектуального» ваххабизма, пять миллионов последователей. Поскольку на англиканство рассчитывать не приходится, долг Русской Церкви — спасти христианство в народе Англии. Пусть там будет 5 миллионов верующих Московского Патриархата, крупнейший в Европе православный собор и когорта православных интеллектуалов. Только там можно решить вопрос с выдачей Басаева и Березовского — православные русофилы не будут вредить России, а любители ваххабизма и «женского священства» — будут. Если мы верим в то, что Православие — это истина, то почему мы должны смиряться с тем, что являемся «вечным меньшинством», с которым мало кто считается? Почему ислам наращивает мускулы, а Православие — нет?
В этом свете следует рассматривать вопросы духовного образования. Священный Синод выслушал сообщения Председателя комиссии по подготовке Концепции Духовного образования Русской Православной Церкви и анализу проводимых реформ в Духовных школах архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия и Председателя Учебного комитета архиепископа Верейского Евгения, в которых они проинформировали о проделанной работе и представили проект Концепции Духовного образования Русской Православной Церкви и проект Церковного образовательного стандарта высшего духовного образования специалиста в области православного богословия (семинария) и постановил «Одобрить на данном этапе работу, проведенную Комиссией над Концепцией Духовного образования Русской Православной Церкви. Принять за основу представленный Церковный образовательный стандарт высшего духовного образования специалиста в области в области православного богословия (семинария)». Самым главным является вопрос о государственной аккредитации духовных школ. Из-за ее отсутствия студенты духовных семинарий и академий являются для государства лицами без образования, подлежащими призыву в армию без права на отсрочку, что обескровливает Церковь, лишающуюся студентов в возрасте 18−27 лет. Кроме того, без аккредитации духовных школ, их выпускники не могут преподавать в светских ВУЗах, сотрудничество с которыми является жизненно важным для Церкви. Так же, как и полноценное преподавание в духовных школах древних и современных иностранных языков. Без изучения классических языков невозможно создать конкурентоспособную корпорацию исследователей древних отцов Церкви, а без современных — осуществить масштабную программу переводов православного наследия, без которой невозможна масштабная миссия Русской Церкви в мире, на Западе и на Востоке, решение тех задач, о которых сказано выше. Мало того, неплохо бы наладить изучение в духовных школах китайского, арабского и хинди, с учетом мировых тенденций, иврита — у нас нет нормальной гебраистики, не считать же таковой апокрифы про «жидо-масонов»? Все это невозможно без теснейшего взаимодействия с академической наукой. Московская Духовная Академия должна стать не мене влиятельным и не менее крупным ВУЗом, чем МГУ, мало того, эти два научных центра должны помогать друг другу. Не менее важный вопрос — поддержка и развитие Православных Институтов и Университетов, призванных готовить как священнослужителей, так и православную элиту общества — политиков, журналистов, миссионеров, педагогов. Между тем, необходимость государственной аккредитации духовных школ и необходимость их взаимопроникновения со светскими ВУЗами приходится защищать от тех, кто, под предлогом заботы о «чистоте духовного образования», выступает против государственной аккредитации духовных школ. Мало просто сохранить Православие, да и невозможно сделать это без того, чтобы научить Вере свой народ и свидетельствовать об Истине перед всем человечеством.
Еще одно решение Священного Синода крайне важно для внутренней миссии. Это принятое 19 июля решение о лавинообразном открытии новых духовных семинарий — Ярославской, Барнаульской и Екатеринодарской, миссионерского училища для нового крещения Якутии, повышении статуса духовной школы во Владивостоке. Кадры решают все. И Русской Церкви необходимы десятки тысяч священников, так как православной миссией охвачена ныне лишь небольшая часть нашего народа. Православные храмы должны быть в каждом населенном пункте с населением более 50 человек, в каждом микрорайоне каждого города. А также на вокзалах, аэропортах, в ключевых точках, на рынках, у общежитий и ВУЗов., что необходимо для крещения мигрантов, легальных и нелегальных. Последняя задача должна быть особенно поддержана государством — только так можно инкультурировать диаспоры в русскую жизнь, не допустить их превращения во взрывоопасные анклавы. В казанском крае мусульмане строят мечети в автодорожных кемпингах. Они не спят, в отличие от некоторых православных — в храмах, построенных на московских вокзалах (ими ведает Издательский Совет МП), богослужение происходит раз в неделю, в 8 утра, в то самое время, когда там минимум людей. Между тем, вокзалы — это миссионерские плацдармы огромной важности, Лекции, православные фильмы, молебны о путешествующих — все это будет работать там и везде. В одной Москве необходимо, как минимум, 20 тысяч православных храмов. Эта цифра взята не с потолка — в православной Греции на 10 миллионов жителей — двадцать тысяч приходов Элладской Православной Церкви. В Москве же, по сведениям Мэра Ю. Лужкова — пятнадцать миллионов жителей. Пока в новостройках Москвы храмов почти нет, там процветают секты: вопреки массовым протестам жителей Северо-Восточного округа, начато строительство «Русско-американского христианского института» возле станции метро «Бабушкинская» — сектантского учебного заведения, призванного подготовить «элиту» для управления северным районами Москвы. Странно, почему активисты «комитетов защиты пустырей», попусту дергающих московские власти из-за вполне обычных и необходимых строек, закрывают глаза на создание огромного сектантского центра на севере Москвы и на строительство грандиозной «Московской Мекки» с минаретами высотой, равной колокольне Ивана Великого, в самом центре Москвы, да еще принадлежащей «совету муфтиев», в сопредседателях которого ходят экстремисты типа Нафигуллы Аширова?
В условиях форсирования внутренней миссии и внешней экспансии русского Православия, естественно, необходимо увеличение числа епархий и епископов (в Греции на 10 миллионов человек около 90 епископов так как Православная Церковь по природе епископоцентрична, епископы — это преемники апостолов). И Священный Синод принимает решение о поставлении пяти новых епископов. Четырех в России, одного в Латвии. Там появится Дауглавпилское викариатство, которое, надо полагать, в будущем станет епархией. Даугавпилс (историческое название Двинск) — это столица Латгалии, исторически русской территории, попавшей в Латвию вследствие ленинской национальной политики. Латгальцы — это православный славянский народ, со своим языком и национальным самосознанием, подвергаемый ныне ассимиляции. Латгальцам, как хлеб, как воздух, необходимо богослужение, литература, школа, православная миссия на родном языке. Латгалия должна стать оплотом Православия на Северо-Западе.
Св. Синод назначил в помощь Патриарху еще одного епископа-помощника (в церковной терминологии помогающий епископ именуется викарием). Им стал епископ Амвросий (Ермаков), священник, очень уважаемый в церковной молодежной среде за сочетание верности догматам Церкви и активную миссионерскую позицию. Епископ Амвросий помогал известнейшему архимандриту Тихону (Шевкунову) создавать Сретенскую Духовную Семинарию и знаменитый ныне хор московского Сретенского монастыря. Находясь в Кемеровской епархии, епископ Амвросий стал там двигателем миссионерства. При нем прошел знаменитый православный рок-концерт в Кемерово, где выступила легендарная группа «Калинов мост».
Московская церковная молодежь и православные интеллектуалы надеются, что с приходом в Москву епископа Амвросия сдвинутся с мертвой точки такие вопиющие вопросы, как отсутствие домовых храмов и, вообще, православной миссии в ВУЗАх Москвы (в Петербурге, например, создано целое ВУЗовское благочиние (церковный округ), деятельность храмов на московских вокзалах и аэропортах, массовое строительство быстровозводимых храмов новых районах Москвы. Люди надеются, что дополнительную поддержку получат и такие выдающиеся миссионеры, как строитель огромного храма в Бибирево, выступающий с проповедями на рок-концертах, игумен Сергий (Рыбко), подвергающийся постоянным нападкам как откровенных противников Церкви, так и ударам в спину от «православных» обскурантов.
Противники Православия восприняли решения Св. Синода, принятые 17−19 июля, в штыки. Элементарные меры по укреплению церковной дисциплины были искажены и названы «церковным крепостничеством». Но, как бы не злобствовали новые безбожники, Церковь является армией. Армией Господа Бога. Каждый православный христианин — воин Христов. Весь вопрос в том, как сделать армию эффективной, наступающей. Есть дефективный и эффективный путь. Первый — это ставка на «серое послушание», на «усреднение» церковной жизни. Второй путь — это создание эффективной системы продвижения наверх, на ответственные посты всего дышащего и действующего в Церкви, ставка на сознательную солидарность людей, делающих самое главное дело в мире — Христово. Этот второй путь отождествляется с такими лидерами Церкви, как митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Шестидесятилетие возглавляемого им Отдела Внешних Церковных Связей Московского Патриархата было особо отмечено Священным Синодом. Поддержку архиереев получил и проект митрополита Кирилла, предусматривающий трансформацию выставки «Православная Русь» в общецерковный интеллектуальный Форум, предусматривающий Круглые Столы, дискуссионные площадки, циркуляцию людей и креативных идей. Такой «православный Майдан» (точнее, подлинная альтернатива их «майданам») пройдет в Москве, в Гостином Дворе 4 ноября 2006 года. Так решил Священный Синод Русской Православной Церкви.