Русская линия
Москва, журнал Игорь Сойкин22.07.2006 

Православная гимназия-пансион имени преподобного Сергия Радонежского в Варницком монастыре

Простым дать смышленость,
юноше- знание и рассудительность.
Притч. 1, 4

Троице-Сергиев Варницкий монастырь был основан в 1427 году Ростовским архиепископом Ефремом как монастырь-памятник на том месте, где находился родительский дом Игумена Земли Русской — преподобного Сергия Радонежского. Он почитается и как место жизни его благочестивых родителей — схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, святые мощи которых в настоящее время почивают в Хотьковском монастыре, неподалеку от Троице-Сергиевой лавры.

Более века назад крупный ростовский меценат-благотворитель А.Л. Кекин выстроил в Варницах приют-богадельню. В 1892 году в память о 500-летии преставления преподобного Сергия Радонежского это здание на средства Святейшего Синода было переустроено во второклассную церковно-приходскую школу. В 1898 году Святейший Синод принял постановление о присвоении школе имени «Сергиевская». К этому времени здесь обучалось уже 69 учеников.

Первым заведующим и законоучителем Сергиевской школы был священник Александр Пречистенский. Среди попечителей следует отметить ростовского купца Александра Селиванова и крестьянина Александра Камакина. Уроки вели три учителя. Школа считалась двухклассной и имела три отделения: младшее (приготовительное), среднее и старшее. Дети изучали Закон Божий, церковнославянский и русский языки, арифметику, пение, гимнастику. Кроме этого, они приобретали трудовые навыки, занимались рукоделием и столярным ремеслом.

Содержалась школа на средства от городских и сельских обществ, за счет пожертвований частных лиц и платы за учение, но в основном на средства Епархиального училищного совета и его местного отделения.

В годы богоборческого лихолетья монастырь, в котором возносили свои святые молитвы первый русский патриарх Иов, святитель Димитрий, митрополит Ростовский, святитель Филарет, митрополит Московский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, святой патриарх Тихон и многие другие выдающиеся люди, был буквально стерт с лица земли. Мало того — по святому месту была проложена шоссейная дорога.

Вместо же Сергиевской церковно-приходской школы в ее здании была открыта светская общеобразовательная, просуществовавшая до 1972 года, закрытая в связи с потребностью старого здания в капитальном ремонте и переводом учащихся в новую школу. Брошенное на произвол судьбы, здание Сергиевской школы быстро разрушалось и в конце концов, после нескольких перестроек, разделило трагическую участь Варницкой обители.

В 1995 году обитель на родине преподобного взяла под свою опеку и покровительство Троице-Сергиева лавра. В этом же году, одновременно с началом восстановительных работ, при возрождающемся монастыре усилиями тогдашнего его настоятеля игумена Бориса (Храмцова; ?2001) была создана и воскресная школа.

В 1998 году восстанавливать монастырь в Варницах был назначен иеромонах Силуан (Глазкин), ныне игумен. Обитель начала быстро преображаться, а с ней — и скромная воскресная школа. Много сил, времени и средств потратили игумен Силуан, его единомышленники и помощники на то, чтобы многострадальное, полуразрушенное здание Сергиевской школы ожило, наполнилось учащимися и учителями, вновь стало полноценным православным учебным заведением.

В сентябре 2004 года новое здание православной гимназии Варницкого монастыря при большом стечении народа было торжественно освящено двумя архиереями: архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом и епископом Сергиево-Посадским Феогностом с сонмом духовенства. К этому же времени усилиями ее директора игумена Силуана и педагогического коллектива при гимназии был создан пансион, куда в десятый класс приняли двадцать шесть юношей, успешно окончивших девять классов светской школы, для получения ими полного среднего и начального богословского образования, необходимого для поступления в духовные училища и семинарии, богословские институты и университеты.

11 февраля 2005 года гимназия имени преподобного Сергия Радонежского получила государственную лицензию на право осуществления своей образовательной деятельности. Знаменательно, что к этому моменту в гимназии обучалось 69 учеников, то есть столько, сколько училось в ней к моменту присвоения школе Священным Синодом имени «Сергиевская» — в 1898 году!

Активная образовательная деятельность Варницкого монастыря была замечена и по достоинству оценена Его Святейшеством Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием, который побывал на родине преподобного Сергия Радонежского еще в 1997 году и своими глазами видел то прискорбное состояние, в котором находилось тогда святое место после длительного периода атеистического безвременья и насильственного исторического забвения. 18 октября 2004 года последовал указ Его Святейшества: «Принимая во внимание положительные результаты образовательной деятельности при Ростовском Троице-Сергиевом Варницком мужском монастыре, где в порядке эксперимента в продолжение двух лет 40 детей проходят обучение по программам православной гимназии под руководством 20 преподавателей, считаем целесообразным учредить при данном монастыре православную гимназию».

В мае 2005 года, то есть в конце первого учебного года, я впервые побывал в гимназии-пансионе при Варницком монастыре и познакомился с его учащимися, учителями и воспитателями. Через год мне вновь довелось посетить уникальное во многих отношениях православное учебное заведение такого типа, и я был вновь приятно удивлен его многими успехами и достижениями, касающимися не только улучшения условий жизни, быта и учебы старшеклассников, но и совершенствования самого учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время учащиеся пансиона размещены в новом благоустроенном здании миссионерского корпуса, но уже подготовлен к эксплуатации новый жилой корпус, который позволит принять еще сорок гимназистов, увеличив пансион на два класса. Комнаты, в которых сейчас живут старшеклассники (по два-три человека), светлые, удобные, оборудованные всем необходимым для учебы и постоянного проживания. Бытовые помещения, умывальные и душевые комнаты имеются в необходимом количестве и содержатся в идеальном порядке. Существует и постоянно пополняется большая библиотека, обеспечивающая потребности учащихся не только учебной, но и духовной и художественной литературой, а также периодическими изданиями. В хорошо оборудованных классах, кроме уроков, проводятся самоподготовка, консультации и факультативные занятия. Питание четырехразовое в монастырской трапезной. Есть оснащенный тренажерами спортивный зал и зал для настольного тенниса. Просторный и одновременно уютный актовый зал укомплектован и оборудован самой современной музыкальной и иной звукотехникой. Для просмотра учебных и художественных видеофильмов используется домашний кинотеатр. Учащиеся одеты в красивую, удобную форму, сшитую по индивидуальному заказу. Распорядок дня плотный, продуман до мелочей и сочетает в себе все необходимое для интенсивной учебы, здоровой физической нагрузки и полноценного культурного отдыха. Два опытных врача осуществляют медицинский контроль за здоровьем учащихся и оказывают круглосуточно необходимую медицинскую помощь всем, кто в ней нуждается.

К сентябрю будущего (2006/2007) учебного года планируется ввести в строй и новый учебный корпус с трапезной. Это позволит гимназии-пансиону иметь не только дополнительные классные комнаты, но и оснащенные всем необходимым кабинеты химии, физики, информатики, иностранного языка, мастерские и др., занятия в которых в настоящее время проводятся на базе гимназии Ростова.

Вместе с общеобразовательными предметами, определяемыми государственным стандартом, в гимназии изучаются Закон Божий, история Церкви, литургика (основы богослужения), гомилетика (от лат. homilia — беседа, проповедь; дисциплина, изучающая правила построения церковной проповеди), церковное пение, основы иконописи. Христианское мировоззрение формируется у учащихся не только путем изучения вероучительных дисциплин — на нем базируется преподавание и всех остальных предметов. Да и сам образ жизни гимназиста в пансионе при монастыре, воздвигнутом на месте рождения преподобного Сергия — покровителя учащихся, — не может не являть юношам множества наглядных примеров реальной жизни по евангельским заповедям, являясь прекрасной школой Православия.

Профессиональный уровень тщательно подобранного на конкурсной основе педагогического состава гимназии высок: более 70% учителей имеют высшую категорию, все воспитатели обладают многолетним педагогическим опытом. Обращает на себя внимание доброжелательная, лишенная привычной школьной суеты и торопливости, можно сказать, академическая атмосфера, царящая в гимназии. Сразу понимаешь, что людей случайных, не понимающих, для чего они здесь находятся, и тем более не желающих учиться, здесь нет и быть не может.

31 июля 2005 года в жизни Варницкого монастыря — и без сомнения, всей Русской Православной Церкви — произошло знаменательное и долгожданное событие: Святейший Патриарх Алексий совершил чин великого освящения собора во имя Живоначальной Троицы, воссозданного на месте дома преподобных Кирилла и Марии, благочестивых родителей преподобного Сергия Радонежского. После освящения и службы Святейший Патриарх, обращаясь к участникам торжества, сказал: «Я убежден, что Троице-Сергиев Варницкий монастырь станет местом паломничества, местом, где люди будут соприкасаться с нашей историей и вновь и вновь осознавать, что без прошлого нет настоящего и не может быть будущего. Прошлое многому учит нас, и мы не можем быть Иванами, не помнящими своего родства. Мы должны помнить тех людей, которые духовно украшали Русь, которые внесли свой вклад в государственное становление ее, которые своими молитвами во многих бедах и испытаниях, часто посещавших наше Отечество, укрепляли и утешали наш народ, придавали ему мужество и силу противостоять этим бедам и с уверенностью смотреть в будущее. Еще раз хочу всех поздравить с праздником, который объединил всех нас — светскую и духовную власть, священнослужителей и мирских людей, монашествующих и благочестивых верующих. И еще раз мы должны осознать, как много мы можем сделать общими усилиями. Я думаю, всем нам нужно помнить слова преподобного Сергия: „Любовью и единением спасемся“. Если мы будем едины, если нас будет объединять любовь, то мы достойно пройдем через все трудности и испытания».

Этот завет преподобного, на который обращает наше сугубое внимание Святейший Патриарх: «Любовью и единением спасемся» — как девиз принят учителями и учащимися Варницкой Сергиевской школы.

В августе 2005 года состоялся второй набор учащихся в пансион, который показал, что о возрожденном монастыре и гимназии-пансионе на родине преподобного Сергия знают уже во многих, в том числе и в весьма отдаленных, уголках России и даже далеко за ее пределами: монастырь и гимназия принимали гостей из Сербии и Греции, из Франции, Бельгии и Голландии, из Америки и Африки.

Конкурс абитуриентов составил более четырех человек на место, что, конечно, позволило руководству и педагогам пансиона принять на обучение самых способных и достойных кандидатов.

К сожалению, практика возрождения православных школ в России государственной поддержки пока все еще не имеет. И больше того, бесконечные реформы школьного образования ставят уже существующие православные школы во все более жесткие условия выживания. Активно препятствуют эти реформы и введению в государственных школах России важнейшего, остро востребованного временем предмета «Основы православной культуры», даже факультативно. Тем драгоценнее та существенная финансовая и иная поддержка, которую оказывает руководство Ярославской области, особенно в лице ее губернатора А.И. Лисицина и директора департамента образования области Т.А. Степановой, Варницкой гимназии-пансиону. И не только ей — все пять православных школ области получают финансирование базового компонента, то есть общеобразовательных предметов наравне с государственными школами. И сам А.И. Лисицин, и его заместители, и особенно руководство областного и муниципального образования не оставляют без попечения и личного внимания гимназию-пансион имени преподобного Сергия Радонежского.

После осмотра пансиона исполнительный директор гимназии Сергей Владимирович Губанов предложил мне ознакомиться с ее летописью и положил на стол два объемистых альбома. Я пошутил: мол, гимназии и двух лет еще нет, а летопись уже такая весомая, но по мере ее изучения понял — в ней отражены только самые значительные и яркие события. Полнота и активность как учебного процесса, так и общественной работы и досуга удивительны. Причем достигается это не количеством придуманных руководством «культурных мероприятий», а самим образом жизни этого учебного заведения. Представить только список интересных гостей и посетителей монастыря и гимназии не представляется возможным (от министра, академика, генерала и посла до писателя, артиста и барда) — они нередко прибывают в обитель, не обходя своим вниманием пансион и гимназию. Так завязывается дружба, следуют взаимные приглашения, организуются вечера встреч, концерты, выезды к местам исторических событий, на олимпиады, конференции, спортивные состязания и другие интересные и душеполезные общественные мероприятия. Причем круг общения не ограничивается только церковной средой, наоборот — учащиеся и учителя гимназии охотно общаются со своими светскими сверстниками и коллегами, являясь, таким образом, и ненавязчивыми, естественными миссионерами. Учащиеся ведут исследовательскую работу, собирая материалы о святых Земли Российской, изучают историю храмов Ростова Великого и тех мест, где им приходится бывать.

Перелистываю солидную стопку почетных грамот, дипломов — невероятно, но это менее чем за два года существования пансиона! Вот две грамоты от владыки, архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла: «За участие в конкурсе „Юные знатоки“, посвященном празднованию дня памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского» и «За активное участие в конкурсе „Мое Отечество“ в юбилейный год 625-летия победы на Куликовом поле и 60-летия победы в Великой Отечественной войне». Вот диплом «За активное участие в исторической конференции „ХХ век в России: урок низости и величия человека“». Вот результаты конкурса творческих работ на тему «Доброта спасет мир», который проводился духовно-просветительным центром во имя святителя Димитрия Ростовского при Спасо-Яковлевском монастыре, — три первых места в номинации «Эссе» получили учащиеся пансиона. И так далее.

Но безусловно, наиболее живо и верно жизнь пансиона отражают впечатления самих учащихся:

«В сентябре (2004 г.) миссионерский корпус был еще недоделан, все были заняты послушанием: на подсобном хозяйстве перебирали картофель. Десятиклассники жили одной дружной семьей. Утром молились и работали, вечером собирались, беседовали. Игумен Силуан, так как мы еще не были заняты уроками, часто устраивал нам поездки. Самая запомнившаяся — в Толгский монастырь с воспитателем Романом Юрьевичем. Дорога заняла у нас часа два. Когда мы приехали и зашли внутрь обители, меня поразила природа, обилие зеленых насаждений, которые я так люблю. В центре монастыря выкопан пруд. Одна из сестер провела для нас экскурсию. Мы ходили на Волгу. Также нам показали знаменитую кедровую рощу, где чудесно явилась икона Божией Матери. Мы приложились к чудотворной Толгской иконе Богородицы. Я почувствовал заряд энергии, духовной и физической. Когда поднялись на колокольню, мне захотелось воскликнуть от восторга: с высоты открывался великолепный вид. Толгская обитель — это место, куда хочется возвращаться снова и снова» (Андреев Антон, 10-й класс).

«Толгский монастырь — это женская обитель. Очень понравилась атмосфера в монастыре. На одном из стендов я увидел фотографию, на которой был изображен крестный ход. Она мне показалась знакомой: на ней наш владыка Максимилиан — архиепископ Вологодский и Великоустюжский. У меня было такое радостное чувство, потому что приятно видеть знакомое лицо вдали от дома. Очень понравилось богослужение. Монахини и послушницы поют на двух клиросах. Их песнопение было спокойным и умиротворяющим. Остались незабываемые впечатления и от фресок» (Норкин Дмитрий, 10-й класс).

«В пасмурный, холодный осенний день производилось поднятие купола и креста на надвратный храм преподобных Кирилла и Марии. Незадолго до этого события купол и крест были освящены епископом Сергиево-Посадским Феогностом. Прекрасный огромный купол и крест были украшены настоящим сусальным золотом. Когда подъемный кран поднял купол на высоту 10 метров, стрелу крана неожиданно повело, и кран дал довольно сильный крен вперед и вправо. Казалось, что у каждого из присутствующих замерло сердце, из толпы послышался шепот: „Господи, помилуй!“ Видно, молитва была настолько искренней, что Господь услышал эти слова: Кран медленно вернулся в нормальное положение, и купол был воздвигнут на свое законное место.

Еще мне очень понравилась поездка на полигон, где готовят разных специалистов для милиции и армии. Нам показали и рассказали, как проходит подготовка будущих милиционеров. В тире, который мы посетили, каждый мог проверить свою меткость. Особенно запомнился подполковник: он показал нам несколько приемов рукопашного боя. Произвел впечатление небольшой храм, построенный в учебном центре в честь святого Георгия Победоносца. В общем, все мне там понравилось, я с радостью побывал бы на полигоне еще раз» (Истомин Артем, 10-й класс).

«В ночь перед праздником Крещения были служба и крестный ход на Иордань, где была устроена изумительной красоты ледяная купель с большим крестом изо льда. После молебна вся братия стала купаться в Иордани, а потом за ними — прихожане. Желающих было много, но я не решился в эту ночь. На следующий день было теплее, а потом подул ветер. Я долго думал, стоит ли раздеться и погрузиться в воду, наконец все-таки собрался с духом, снял одежду и окунулся трижды, от волнения забыв перекреститься. Вылез из воды и с удивлением почувствовал, что мне не холодно, а жарко. Ощущения радости и очищения я никогда не забуду» (Черных Дмитрий, 10-й класс).

«Весь коллектив гимназии присутствовал на службе, посвященной чину прощения, которая проходит накануне первого дня Великого поста. В третий раз я был на такой службе: дважды на своей родине в Чите и впервые здесь, в стенах монастыря. Там, в кафедральном соборе города Читы, служба проходила по-другому: архиерей просил прощения у прихожан, а прихожане кланялись только архиерею. Здесь же люди поднимались на амвон, просили прощения у настоятеля монастыря, а он в свою очередь у каждого из них. Все делали друг другу земной поклон. Раньше я не знал о таком обряде. Хотя было жарко и болели ноги, непередаваемое чувство было у меня на душе, когда я на коленях просил у всех прощения» (Шарафутдинов Дмитрий, 10-й класс).

С октября 2004 года все учащиеся пансиона произносят проповеди в храмах монастыря:

«Прежде чем остановиться на окончательном варианте проповеди, я исписал много черновиков. Текст я показал Роману Юрьевичу, нашему воспитателю. Он одобрил написанное. Когда я вышел на амвон, страх овладел мною. Я попросил Бога помочь мне и начал говорить. Внешне я выглядел спокойным (об этом мне сказали мои одноклассники позже), но внутри все дрожало. Постепенно страх прошел. Закончив проповедь, я вошел в алтарь и поблагодарил Господа за помощь. Дар слова нужно ценить и использовать его во благо. Господь сказал, что за каждое слово мы будем отвечать на Страшном суде» (Архипов Максим, 10-й класс).

Просто и в то же время непринужденно, открыто рассказывают гимназисты и о себе, и о своих одноклассниках (причем о друзьях неизменно охотнее и восторженнее, чем о себе).

Прошинский Иван, 10-й класс: «Я родился на Украине, в городе Новая Каховка Херсонской области. Во время учебы в школе я посещал разные кружки: радиоэлектротехнический (2 года), художественный (4 года), спортивный (гандбол), музыкальный (4 года обучался игре на баяне), кроме этого, занимался английским языком.

По окончании 6-го класса переехал к своей бабушке в Херсонскую область, там и закончил 9 классов. Приходилось много работать на земельном участке, чтобы помочь своей бабушке. В свободное время играл на спортплощадке и ездил ловить раков. С детства посещал храм и помогал батюшке во время службы.

Хорошо помню день 10 августа 2005 года, когда мой духовник привез объявление о наборе учеников в православную гимназию при ТроицеСергиевом Варницком монастыре. Объявление было прошлогоднее, без красочных фотографий, но я загорелся и в течение двух дней собрал необходимые документы. Вот я в поезде. В голове самые разные мысли, потому что я плохо представлял, куда еду. Когда же приехал в обитель, не поверил своим глазам. Здесь все прекрасно: храмы, миссионерский корпус, классы. Просто великолепно!

Теперь оставалось только одно: милостью Божией попасть в число учащихся. И милосердный Господь помог. Сейчас я учусь в этом святом месте и очень надеюсь, что гимназистов, которым православная гимназия поможет определить свой жизненный путь и духовно возрасти, будет еще очень много».

Мнение об Иване его одноклассников: «Добрый хлопец», «чуткий и справедливый человек», «богобоязненный гимназист», «строг к исполнению монастырского устава», «на мой взгляд, лучший гимназист из 10-х и 11-х классов», «добрый, готов помочь в трудную минуту», «мой лучший друг в гимназии, замечательный, простой», «большой и умный», «самый большой человек в классе — и телом, и душой (рост у Вани под два метра и в плечах косая сажень)».

Размышления гимназистов по окончании первого учебного года:

«Прошел год моего обучения в гимназии. За это время я освоил начала духовного образования, получил максимум общения с хорошими людьми, обрел много друзей и побывал в разных святых местах. Скоро настанет пора расставаться на летние каникулы. Каждый планирует, как провести лето. Грустно прощаться с теми, к кому уже привязался всей душой. Есть ощущение, что многое еще недоделано, но впереди еще один учебный год. А сейчас я с трепетом в душе жду итоговых оценок» (из сочинения Архипова Максима, 10-й класс).

Побывал я на уроках истории, литературы, которые показались мне весьма информативными (предметными) и увлекательными. Вот коллективное мнение коллег-преподавателей об уроке английского языка в гимназии (учитель М.А.Цыганов):

«Урок дан на высоком теоретическом и практическом уровне и соответствует современным требованиям к преподаванию. Основной принцип — изучение материала через деятельный подход. На уроке осуществлялись разные формы работы. Учащиеся показали прочные знания, умение говорить выразительно, были активны».

Я в свою очередь, присутствуя на уроке английского языка, отметил ту увлеченную, деловую и свободную атмосферу, которая царила на уроке, а также интересное, познавательное содержание английских текстов, с которыми работали учащиеся.

В беседе со старшим воспитателем учащихся пансиона Игорем Николаевичем Куниным делюсь своими восторженными впечатлениями обо всем увиденном и более всего о том, какое приятное, утешительное и обнадеживающее впечатление производят сами ученики — воспитанники пансиона. Увы, в светской школе мы давно уже отвыкли от того, что дети приходят в школу сознательно, приходят учиться, учиться серьезно и целеустремленно. Интересуюсь, между прочим, учитывается ли в воспитательном процессе тот факт, что учащимися пансиона являются исключительно юноши.

— Конечно, учитывается. Педагогика у нас преобладает мужская, что для современной школы уже большая редкость. Мы целенаправленно стремимся укрепить учеников в вере и благочестии, а также воспитать в них обязательные мужские качества, такие, как ответственность и целеустремленность, самостоятельность, выдержка и решительность, жертвенность и смелость, чувство достоинства и долга, самокритичность, патриотизм, мужество, снисходительность, милость, сострадание и многие другие.

— Любопытно, а чем отличается мужская педагогика от женской?

Игорь Николаевич отвечает с улыбкой:

— Учитель-мужчина оценивает свой труд по тому, насколько успешно ему удалось передать свои знания ученикам, то есть насколько успешно они освоили его предмет. Учитель-женщина оценивает успешность своего труда прежде всего по тому, насколько ей удалось вызвать к себе симпатии и благодарность учащихся.

Присутствуя на уроках, в трапезной, наблюдая за старшеклассниками в храме, беседуя с ними в личное время в их комнатах, я неизменно слышал искренние и трогательные слова благодарности в адрес учителей, воспитателей, администрации, братии монастыря и его настоятеля, директора гимназии игумена Силуана. О чем я с большим удовольствием и сообщил Игорю Николаевичу. Думаю, что «мужской педагогике» это не повредило.

Беседуем с директором православной гимназии, настоятелем Троице-Сергиева Варницкого монастыря игуменом Силуаном (Глазкиным):

— Батюшка, какова цель создания при гимназии пансиона для учеников 10-х и 11-х классов?

— Мы помогаем Церкви в подготовке ее кадров: священников, дьяконов, катехизаторов-миссионеров, регентов, иконописцев, законоучителей. Святейший Патриарх благословил нас на такой труд. Прожив два года в монастыре в условиях пансиона, молодые люди максимально эффективно и наилучшим образом подготовят себя к поступлению в духовные семинарии и училища, богословские институты и университеты.

— Сколько планируется принять учащихся в этом году?

— Учитывая возможности новых учебного и жилого корпусов, мы сможем в августе принять в пансион гимназии еще сорок человек. И таким образом количество классов в нем вырастет до шести: три десятых и три одиннадцатых класса.

— Какие вступительные экзамены должен сдать желающий обучаться в гимназии-пансионе? Нужны ли специальные рекомендации?

— Абитуриенты должны пройти собеседование по определению религиозной грамотности в объеме книги протоиерея Серафима Слободского «Закон божий для семьи и школы», а также тестирование по следующим предметам: русский язык, литература, математика, история России. И представить следующие документы: рекомендацию священника, аттестат об основном общем образовании, медицинскую справку о состоянии здоровья, паспорт, свидетельство о рождении.

— Батюшка, в чем секрет успеха столь динамичного и эффективного строительства и развития обители и гимназии при ней?

— Гимназия действует по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и под покровительством епископа Сергиево-Посадского Феогноста. Главный же секрет заключается в молитве, с которой начинается и заканчивается каждый учебный год, каждый учебный день и каждый урок в гимназии.

Посещение обители на родине преподобного Сергия Радонежского, знакомство с ее жизнью неизменно радуют и утешают паломника, укрепляют веру и надежду на лучшее будущее нашего Отечества. Благолепие возрождающейся обители особенно заметно на фоне благочестия ее насельников, тружеников, прихожан, учителей и учащихся гимназии.

Троице-Сергиев монастырь в Варницах уверенно и по праву возвращает себе имя и значение всероссийской святыни и крупного духовно-просветительного центра православной России.

http://www.moskvam.ru/2006/07/cerkov.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика