Русская линия | 02.10.2008 |
«Последние месяцы проходят общественные слушания и обсуждения проблем архитектурного облика города в настоящем и будущем. При этом выявлены несомненные ошибки и просчеты, чаще всего связанные с превышением высотного регламента при строительстве. Эти несуразности, уродующие прекрасную панораму города, все чаще приводят нас к выводу о приближающемся переходе количества архитектурно-строительных ошибок в новое печальное, если не трагическое качество — потерю Санкт-Петербургом своей уникальной классической и одухотворенной красоты. Нас, как и всех петербуржцев, а также многих людей в России и за рубежом, особенно волнует начавшееся строительство 400-метровой так называемой „башни Газпрома“», — отмечается в письме.
«Во-первых, остается совершенно непонятным, зачем сугубо равнинному классическому городу, тем более, в историческом центре, необходимо это инородное и бездарное сооружение, остроумно нареченное петербуржцами „кукурузой“. Оно напоминает какой-то гигантский обелиск, т. е. памятник (кому? чему?) или чудовищное сверло, внедряющееся в небеса. Это сооружение вызывает ассоциацию с общеизвестной Вавилонской башней, с ее кощунственной целью и последующим Божиим наказанием. При этом башня Газпрома должна быть построена на весьма проблемной петербургской почве. Мы еще не забыли, сколько лет потребовалось, чтобы справиться с „плавуном“, возникшим на глубине в грунте у станции метро „Площадь Мужества“. Техническая эксплуатация башни в наших северных широтах обещает быть нерентабельной и просто разорительной», — отмечается в документе.
«Но самое главное для нас, православных петербуржцев, которых, по результатам репрезентативных социологических исследований, более 50% среди горожан, — это антихристианская кощунственность данного проекта. По существу языческая башня должна вознестись над всеми православными храмами города святого Петра — над Исаакиевским, Петропавловским и Смольным соборами (как раз напротив последнего, который является храмом Воскресения Христова). Башня Газпрома таким образом должна затмить все наши храмы, став символом идолопоклонства мамоне и технократической гордыне, демонстрируя, кто становится истинным хозяином города. Ни в Риме, ни в Париже, в великолепной компании которых находится Санкт-Петербург, ничего подобного не происходит. В Риме над городом мощно возносится собор Святого Петра, а в Париже, когда Вы стоите на холме Монмартра у храма Сакре Кер (Святого Сердца) — Эйфелева башня видится детской игрушкой у Ваших ног. Да и в нашей Москве безраздельно царит храм Христа Спасителя, покаянно и мудро восстановленный на месте так и не осуществившегося проекта циклопического языческого сооружения. Не лучше ли Газпрому найти более достойный и адекватный проект своего офиса, для чего, кстати, не обязательно обращаться только к иностранным архитекторам. Такой проект обойдется гораздо дешевле и Газпрому, и городу, и нам, налогоплательщикам. А если сэкономленные средства будут вложены в жилищное строительство и расселение знаменитых петербургских коммуналок, — престиж Газпрома только возрастет», — говорится в письме.
«Уважаемые Дмитрий Анатольевич, Владимир Владимирович и Валентина Ивановна! Мы просим принять все зависящие от Вас меры, чтобы не допустить строительство архитектурного монстра вблизи исторического центра Санкт-Петербурга. Считаем, что в современной России нам не хватает самого главного национального проекта — „Духовно-нравственное возрождение России“ и верим, что Вы согласны с нами и проводите работу для воплощения этого проекта в жизнь», — подчеркивается в открытом письме православной интеллигенции, которое, в частности, подписали доктор психологических наук, профессор СПбГУ и СПб Духовной Академии, заслуженный деятель науки России В.Е. Семенов, председатель Совета Санкт-Петербургского Собора православной интеллигенции во имя святого преподобного Серафима Вырицкого, капитан I ранга А.П. Беляков, директор Межвузовского центра по религиоведению, кандидат философских наук, доцент А.Н. Швечиков, кандидат педагогических наук, член Союза писателей России иерей Алексей Мороз, член правления Общества православных врачей во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого), врач высшей категории Н.Ф. Жарков, председатель Общества православных писателей Санкт-Петербурга, секретарь правления Союза писателей России, главный редактор журнала «Аврора» Н.М. Коняев, руководитель Центра Свято-Духовский при Александро-Невской Лавре, режиссер А.В. Грунтовский, зав. кафедрой Санкт-Петербургского госуниверситета кино и телевидения, доктор философских наук, профессор А.Л. Казин, член правления Петербургского дворянского собрания, канд. геолого-минералогических наук, писатель А.В. Доливо-Добровольский, главный редактор журнала «Русская национальная школа», доктор педагогических наук, профессор И.Ф. Гончаров, главный редактор журнала «Русское самосознание» Б.Г. Дверницкий, координатор Союза православных ученых, доктор экономических наук, профессор СПб государственного университета экономики и финансов С.А. Дятлов, председатель Архитектурной комиссии Санкт-Петербургской епархии, кандидат искусствоведения, преподаватель Академии художеств игумен Александр (Федоров), ректор Санкт-Петербургского Православного института религиоведения и церковных искусств диакон Аркадий Северюхин, председатель научно-методологического совета Межвузовской ассоциации духовно-нравственного просвещения «Покров», академик РАО А.А. Корольков, главный редактор информагентства «Русская линия» А.Д.Степанов и другие.
Русская линия