Русская линия
Агентство национальных новостей Исмаил Бердиев20.07.2006 

Хороший христианин лучше плохого мусульманина
Председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) Исмаил Бердиев приветствует строительство храмов и часовен на Ставропольщине, но выступает против их массовой застройки

Лидер мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев был повторно избран в июне на должность председателя Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) и принял участие во Всемирном саммите религиозных лидеров. Вернувшись из Москвы, Исмаил-хаджи Бердиев прокомментировал корреспонденту Агентства национальных новостей итоги саммита и недавнюю встречу с полпредом ЮФО Дмитрием Козаком.

— Исмаил-хаджи, какие вопросы вы обсуждали на встрече с полпредом президента в ЮФО Дмитрием Козаком?

— Обсуждалась возможность переноса центрального офиса Координационного Совета (КС) мусульман Северного Кавказа из Москвы в один из городов Кавказских Минеральных вод. Нам представляется, что местонахождение КС в Пятигорске или Кисловодске было бы удобно во всех отношениях. И, прежде всего, потому, что это географический центр Северного Кавказа. В этом вопросе мы нашли понимание у Дмитрия Козака, который обещал поддержку и содействие в его решении. Вообще, стоит отметить, что Дмитрий Николаевич несравнимо лучше, чем его предшественник.

В ходе встречи мы также обратили внимание полпреда на то, что, например, по всему Ставропольскому краю, везде, где только можно, сегодня строятся часовни, монтируются кресты у дорог, родников, перед въездами в населенные пункты и т. д. Мы выступаем против этого, так как населенные пункты не имеют религиозной принадлежности. Мы вовсе не против строительства храмов, часовен в самих населенных пунктах и даже приветствуем это. Искренне верующий, хороший христианин лучше плохого мусульманина. Но не стоит забывать, что мы живем в регионе со смешанным в религиозном отношении населением. В этом вопросе мы также нашли поддержку полпреда.

— Как Вы прокомментируете ликвидацию российскими спецслужбами Шамиля Басаева?

— Когда умирает даже заблудший алкоголик, мы можем сказать: «Да простит Аллах его грехи». Про Басаева такое сказать просто язык не поворачивается. Басаев наносил своей деятельностью такой урон исламу, который не могли причинить многие враги мусульман из числа безбожников. Приведу один пример. В одной из поездок в Абхазию я спросил у водителя машины, абхаза по национальности, какой он придерживается религии. Водитель ответил, что его родители были мусульманами, а после того, как он увидел, что творили люди Басаева в Сухуми, пошел к христианскому священнику и принял обряд крещения. А сколько мусульман ушли из ислама после бесланской трагедии. А ведь именно Басаев принял на себя ответственность за этот чудовищный теракт!

Извращая саму суть вероучения, Басаев и ему подобные бросают тень на всех мусульман мира. Как-то мы в составе делегации ездили по странам Ближнего Востока, для чего нам тогда президент России даже предоставил свой самолет. И вот мы вместе с покойным Ахмат-хаджи Кадыровым спросили, чрезвычайно уважаемого в исламском мире богослова, муфтия Сирии Ахмата Кафтара: «Есть ли хоть одна фетва, обосновывающая действия террористов». После небольшой паузы он ответил, что такой фетвы нет.

— Ваше мнение об итогах прошедшего в Москве Всемирного саммита религиозных лидеров, на котором вы присутствовали?

— Разговор был на самые разные темы. И не только богословские. В основном в центре внимания были глобальные проблемы современности, связанные с экологией, экономикой, экстремизмом и пр. Вообще, перед мировыми религиями на сегодняшний день стоят примерно одинаковые проблемы. Главная из них — сектантство, ведущее к появлению экстремальных течений.

На третий день, после принятия обращения к лидерам «восьмерки», мне было предоставлено слово. Так уж получилось, что я сказал то, что у каждого было на душе и по разным причинам не было высказано. Это, в частности, касается необходимости создания обстановки нетерпимости экстремизму в любой форме, тем более религиозному, о необходимости запрещения сектантства. Я высказал мысль о необходимости создания международного межконфессионального совета примерно в таком же составе, что и на прошедшем саммите. Это необходимо для эффективного противостояния всем экстремальным течениям и своевременного информирования политиков мирового уровня.

В этом смысле очень метким оказалось высказывание президента России Владимира Путина: «У вас, как у представителей духовенства, есть свои преимущества перед политиками, ведь пастырское слово, как и сами религии, не имеет ни территориальных, ни государственных границ, а принадлежит всему человечеству».

— Мусульман до сих пор волнует вопрос строительства соборной мечети в Черкесске, а также судьба здания исторической мечети в Ставрополе.

— Мы с президентом Карачаево-Черкесии определились с местом строительства соборной мечети, которое будет вестись на площадке неподалеку от республиканского Драмтеатра. Что касается ставропольской мечети, то мы намерены добиваться законным путем передачи этого здания мусульманам. Об этом я говорил даже Владимиру Путину. Вообще, при общении с президентом у меня сложилось впечатление, что он отличается уважительным отношением к верующим традиционных мировых религий. В этом вопросе он мне обещал содействие и посоветовал не давать покоя Александру Черногорову настоятельными требованиями.

С губернатором Ставрополья у нас сложились неоднозначные отношения. Камнем преткновения во многом стало здание ставропольской мечети. Вообще, недавняя попытка раскола Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья объясняется воздействием администрации Ставропольского края. Тогда группа мусульман требовала образования отдельного краевого Духовного управления. К счастью, раскола удалось избежать.

Борис Урусов

http://www.annews.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=50 344


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика