Интерфакс-Религия | Максим Доронин | 20.07.2006 |
Связь кризиса с серьезным изменением демографической ситуации на Британских островах не вызывает сомнений ни у кого, кто сколько-нибудь знаком с ситуацией в этой многострадальной епархии. Митрополит Антоний, бывший создателем и до своей смерти руководителем Сурожа, не мог предвидеть того, что произошло 10−15 лет назад: в Англию хлынули десятки и сотни тысяч наших бывших соотечественников, потенциальных пасомых зарубежной епархии Русской православной церкви. Где, как не в русском православном приходе, они должны были чувствовать себя как дома, искать утешение в превратностях несладкой эмигрантской судьбы? Кажущийся простым вопрос решался в Суроже необычным образом.
Русская епархия виделась старым сурожцам как зачаток большего: поместной Английской церкви. Новая русская эмиграция в эту идею у них не умещалась. Руководство Сурожа, долгое время гордившееся своей миссионерской направленностью, с новым миссионерским вызовом не справилось. Не только епископ Василий, но и часть старых прихожан, привыкших к «клубной» атмосфере старого Сурожа, возможной только в маленьком сообществе, оказались беспомощными, когда эта атмосфера независимо от них стала меняться. Старым прихожанам не нравилась шумность новичков, антипатию вызывала их активность, выражавшаяся по преимуществу в выискивании отличий от традиций, к которым они привыкли дома в своих приходских церквях. Если пресловутая «рука Москвы» и существовала, то она была многосоттысячной. Ситуация требовала новых пастырских подходов, но их не было.
Уже митрополит Антоний, привыкший работать индивидуально с каждым человеком и не считавший необходимым для пастыря обладать административными умениями, был в ужасе от очевидного несоответствия устоявшейся пастырской практики Сурожа и числа его новых прихожан. При не обладавшем харизмой митрополита Антония его преемнике-американце, носителе специфической «оксфордской» снобистской духовности, к тому же плохо понимающем русский язык, ситуация усугубилась. Ни чем иным, как уходом, это завершиться, пожалуй, и не могло. Но уйти можно по-разному, в том числе и так шумно, обвиняя всех и вся, как это вышло. Епархия расколота, враждебные заявления сторонников епископа Василия множатся. Обвинения Москвы в агрессии продолжаются по сей день, на диалог епископ Василий не идет, игнорируя все приглашения встретиться, в том числе и приглашения со стороны Святейшего Патриарха и Священного Синода. Даже вежливого ответа с отказом до сих пор Москва не дождалась. Если это не враждебность, то что? Возможно, неуверенность в себе, вызывающая острую потребность «спрятаться», характерную для епископа Василия на протяжении его конфликта с новыми прихожанами. Синодальным определением от 19 июля епископ Василий запрещен в священнослужении и вызван в Москву еще раз. Предстоятелям поместных Православных церквей направлено письмо Священного Синода: Русская православная церковь считает опасным, что без всяких консультаций и вопреки древним канонам Константинопольская церковь приняла к себе епископа Василия. «Константинопольский папа» никому не нужен.
А ведь все могло повернуться по другому. Dura lex, sed lex, говорили древние римляне. Епископ Василий, игнорируя каноны, оказался причиной серьезных разделений не только в Сурожской епархии, но и в мировом Православии.
Максим ДОРОНИН, кандидат исторических наук
http://www.interfax-religion.ru/?act=dujour&div=208